Бен Ференц, последний из прокуроров Нюрнберга скончался в 103 года. Еврей, родившийся в Трансильвании, в 27 лет, не имея опыта в делах судебных, стал ведущим обвинителем в трибунале над айнзатцгруппами – «эскадронами смерти», уничтожившими сотни тысяч евреев с 1941 по 1943 годы.

Суд над айнзатцгруппой проходил в Нюрнберге с июля 1947 г. по апрель 1948 г. Это был девятый из дюжины трибуналов в городе, где судили высокопоставленных чиновников нацистской Германии.

Все 22 подсудимых – руководители айнзатцгрупп – были осуждены. Четверо казнены, а остальные приговорены к длительным срокам тюремного заключения (от десяти лет до пожизненного заключения). Однако всех их освобоили в 1951-1958 годах в рамках общей американской политики, направленной на сближение Западной Германии.

Ференц был одним из сотен исследователей, служивших в армии США после войны. Он сам собрал улики против бойцов айнзатцгруппы и передал их своему начальству. В значительной степени можно сказать, что без него этот процесс не состоялся бы.

Большую часть своей жизни после этого Ференц посвятил международному праву, а также много раз говорил — в том числе и в последние годы своей жизни — о процессе над айнзатцгруппами.

Родным языком Ференца был идиш. Английский он выучил только в школе и первым в семье получил академическое образование: диплом юриста в Гарвардском университете, где специализировался на военных преступлениях.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

Далее юноша поступил на службу в армию, участвовал в высадке в Нормандии, а после присоединился к подразделениям, расследовавшим преступления нацистов.

Среди прочего, он посещал лагеря Бухенвальд и Дахау в Германии и Маутхаузен в Австрии, а годы спустя говорил:

– Каждый день, когда я закрываю глаза, я вижу сцены смерти, которые никогда не забуду, — крематорий с остатки горящей плоти, вонючие груды трупов, ожидающих сожжения.

Закончив военную службу и уехав из Европы, Ференц стремился никогда больше не возвращаться в Германию. Однако вскоре его пригласили на Нюрнбергский процесс в качестве обвинителя – гражданского лица под командованием генерала Телфорда Тейлора, главного прокурора США в Нюрнберге.

Ференц был назначен ответственным за изучение документов министерства иностранных дел Германии. Один из его людей обнаружил совершенно секретные и очень подробные отчеты айнзатцгрупп о кампании убийств в СССР.

Из-за стремительно набиравшей обороты холодной войны Тейлор был вынужден завершить судебные процессы. Казалось, его измученная команда не справится с таким объемом работ.

Ференц рассказал о своем разговоре с Тейлором:

– Я начал кричать. Я сказал: слушай, у нас тут массовые убийства беспрецедентного масштаба. Он сказал: «Можешь ли ты заниматься этим в дополнение к своей основной работе»? Я сказал: Конечно. Он сказал: «Хорошо, тогда делай это».

К уголовной ответственности могли быть привлечены тысячи преступников: от командиров айнзатцгрупп до настоящих убийц. Но Ференц выбрал самых высокопоставленных и самых образованных – многие из них имели докторские степени.

Свидетелей он не приводил, так как документы были крайне компрометирующими. Защита безуспешно пыталась опровергнуть подлинность документов, утверждая, что авторы завысили число убитых. Еще одно утверждение защиты заключалось в том, что подсудимые выполняли приказы, хотя это уже отклоняли на предыдущих процессах, так как приказы были незаконными.

В своей вступительной речи Ференц впервые употребил словосочетание «геноцид». Выражение и концепция, стоящая за ним, были придуманы еврейским юристом Рафаэлем Лемкиным несколькими годами ранее, но не получили всеобщего признания и не были включены в предыдущие Нюрнбергские процессы. Ференц же пояснил, что убийства были не военной необходимостью, а частью нацистской теории о «высшей расе».

То есть это не месть или наказание. Это именно уничтожение человека. Уже тогда Ференц хотел, чтобы вердикт трибунала подтверждал право человека на жизнь в мире и достоинстве, независимо от расы или происхождения

Не случайно впоследствии Ференц инициировал создание нового международного суда и добился его создания в 2002 году. Это – знаменитый Гаагский Трибунал, который, кстати, Израиль не признает. А США и вовсе являются его противником.

Ференц также участвовал в усилиях по возвращению похищенного имущества жертвам нацистов, а затем основал вместе с Тейлором юридическую фирму.

Он также написал серию книг, а в 2016 году внес свой вклад в создание организации «Международная инициатива в области правосудия».

Незадолго до смерти Ференц подверг резкой критике российскую агрессию в отношении Украины заявив, что любой, начинающий незаконную войну заслуживает того, чтоб с ним общались как с преступником. Эти слова он адресовал Владимиру Путину, сокрушаясь, что никогда не думал снова увидеть страшную войну в Европе.

Умер Ференц мирно во сне, в доме престарелых во Флориде. У него остался сын и три дочери.