Даже если реформа Либермана-Форера не пройдет, что вполне вероятно, она уже вошла в историю как инициатива, затрагивающая интересы трех сторон: производителя, продавца и покупателя. Совершенно очевидно, что, если в Израиль хлынет поток дешевых импортных овощей и фруктов, то по законам рынка ценники в магазинах станут более привлекательными.
С другой стороны, аграрии уверяют, что это приведет к краху израильского сельского хозяйства. И вот тут возникает вопрос: а стоит ли овчинка выделки?
Полна трасса овощей
Итак, сегодня аграрии в очередной раз, но уже более красочно и масштабно выступили против реформы, суть которой – снижение тарифов на импорт сельхозпродукции.
Фермеры общим числом около двух тысяч, блокировали перекрестки Гома и Мегидо на севере, Билу в центре и Гилат на юге. Дорогу они забрасывали фруктами, овощами и яйцами.
Требование демонстрантов прежнее – остановить снижение таможенных пошлин на импортную сельхозпродукцию, что, по их словам, нанесет удар по израильской экономике. Какой именно, фермеры не уточняют. В конце концов, монополия, которой они сегодня обладают, это всегда хуже разнообразия продукции, на чем, собственно, основывается рыночная экономика.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналуСельскохозяйственный якорь страны
Бастующие производители, в свою очередь, кивают в сторону ритейла. Мол, мафиозная торговля завышает цены. Вот пример, который приводит в репортаже Walla, один из протестующих, Шимон Биттон из мошава Авивим:
– Весной я выношу из курятника яйцо за 45 агор. Почему его продают в супермаркете за шекели? Давайте, мы тоже приедем в Тель-Авив и будем продавать яйца по их реальной цене. Фермеры – экономический «железный купол» Израиля. И наша борьба только начинается. Клерки стирают многолетнюю работу в один миг.
Сравнение с «железным куполом», конечно, сильное, но адекватное ли? По-моему, тут видится классическая подмена понятий. Да, система ПРО охраняет страну от «импорта» вражеских ракет. Но от чего в таком случае защищает Израиль отечественное сельское хозяйство? От турецких помидоров? Украинской клубники? Или белорусской картошки?
А что, я бы с удовольствием «бульбочки» навернул. Если учесть, что у них килограмм стоит 1,94 шекеля, а у нас – 4,5. С учетом импорта пусть бы я заплатил за белорусскую картошку 3,5 шекеля. Все ж меньше. И не считайте меня врагом народа. Ничего личного – это мой кошелек. И я-таки имею право на выбор.
И тут, уж простите, сельское хозяйство в его нынешнем состоянии – это не «Железный купол», а железный якорь нашей экономики. Да, производителей жаль. Но кто пожалеет меня, покупающего пучок кинзы за 5 шекелей?
Во всем виноват ритейл?
Аргумент о накрутке цен со стороны ритейла первоначально кажется убедительным. Но он легко проверяется. Не верите Одеду Фореру, который опровергает этот тезис в недавних интервью – съездите сами на ферму и попробуйте поторговаться, что называется, у теплицы. Огорчу вас, цена не сильно будет отличаться от магазинной, а с учетом топлива, хорошо если выйдите в ноль.
Тем не менее, аграрии продолжают уверять в том, что односторонний шаг в реформировании сельского хозяйства вернет Израиль на 70 лет назад, подорвет его безопасность и повредит возможность кормить граждан свежей и качественной едой на радость Турции.
Думается, Турция тут ключевое слово. И используется, скорее, в качестве шантажа. А почему только Турция? В мире много других стран с дешевыми овощами. И Израиль уж точно не в этом списке.
Поговорим о технологиях
Одна из проблем нашего сельхозпроизводителя – устаревшие технологии, что косвенно тоже влияет на цену. И хотя Форер говорит о том, что благодаря реформе, предусматривающей господдержку, фермеры смогут внедрять в производство технические инновации, у меня возникает вопрос: а зачем?
Проведу аналогию. Теоретически я могу собрать велосипед своими руками, купив комплектующие, потратив уйму времени. Но стоить этот «хенд-мейд» будет в 10 раз дороже, чем магазинный аналог. С сельхозпродукцией ровно такая же история. Зачем покупать израильские огурцы, выращенные на современных плантациях пусть даже по 1,5 шекеля, когда можно потратить на молдавские 0,7 – 1. Простая арифметика.
Хочешь жить – умей вертеться.
И коль я упомянул молдавские огурцы, замечу, что там их тоже выбрасывают! Да-да. По той самой причине, которую боятся наши фермеры. Низкая рентабельность. За кило огурцов на родине Либермана этим летом просят 1 лей – 0,18 шекеля. Поэтому, например, в центре Молдовы в Рышканском районе фермерам проще отдать огурцы на корм птицам и животным.
А в Беларуси так и вовсе уже несколько лет подряд наблюдается «огуречный протест». Загуглите деревню Ольшаны.
Прочтете много интересного о том, как с 90-х годов местные фермеры разбогатели на огурцах до очень зажиточного уровня, а сегодня нищают и демонстративно давят машинами тонны продукции, цена которой упала до 10 белорусских копеек за кило, что в пересчете на наши деньги составляет 0,13 шекелей.
Белорусские фермеры уничтожают нерентабельную сельхозпродукцию.
Но есть в этих же Ольшанах производители, которые вовремя поняли, что грядет перепроизводство продукции. Они умеют анализировать рынок дальше местного «привоза». Наблюдают за мировыми тенденциями, логистикой, климатом, спросом и десятками других составляющих. И сумели вовремя переориентироваться, «соскочив» с огурцов на голубику, например.
Построив собственные производства соков, освоив консервацию.
И вот у них сейчас все в шоколаде.
Признаюсь, эта история мне сильно напомнила нашу, израильскую. Ребята, вы говорите, что сельхозреформа убьет то, что было нажито непосильным трудом десятилетиями. А вам не приходило в голову, что все это время нужно было не только выращивать огурцы с помидорами, но и держать нос по ветру?
В Израиле, например, замечательно развита селекция. Мы вообще – страна передовых технологий и стартапов. Почему бы фермерам, вместо того чтобы бить яйца на перекрестках страны, демонстрируя всему миру, прямо скажем, не самый высокий уровень культуры, не начать искать перспективы? Тем более, что государство обещает субсидии.
Петух клюнул сегодня, но ветер перемен на самом деле дул уже очень давно. И о ветряной мельнице надо было позаботиться еще вчера. Но строить сейчас щит от ветра – это уж точно не стратегия будущего.
Борис ГОЛЬДБЕРГ