Коронавирус бьет по психике. Как тем, кто переболел, так и людям, безболезненно переживших локдаун. Об этом уже не раз говорили ученые по всему миру. Дети, увы, от этих последствий не только не застрахованы, но чаще переносят их даже тяжелее, чем взрослые. А в Израиле масла в огонь подлила эскалация конфликта с Газой.

Нервы, нервы, нервы…

Очередным подтверждением утверждению о влиянии эпидемии на детскую психику, стал сегодняшний форум общественной психологии, где собрались представители медицины, психологи-практики, которые отмечали всплеск тревожности, депрессий и проблем с социальной адаптацией у детей, переживших локдаун и перенесших ковид.

На прошедшем форуме говорили о многократных случаях необоснованной тревоги и депрессии даже среди детей, которые ранее не страдали этими проблемами. И не все из них перенесли коронавирус. Тут сказалась ситуация в целом.

Одна из главных проблем, по словам участников, в то время, когда обучение не проводилось, подростки не встречались со своими сверстниками, и в результате многие страдали от одиночества и становились гораздо более уязвимыми в психическом плане.

Как это происходит?

Доктор Илан Тал, специалист в области психиатрии, старший психиатр, руководивший многопрофильным клиническим отделением центра психического здоровья одной из Тель-Авивских клиник, уверяет, что подросткам, как и взрослым, нужно чувство уверенности.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу
Доктор Илан Тал

Ситуации двусмысленности или неясности обычно вызывают эмоциональные трудности, такие как стресс, разочарование, беспомощность и желание сделать как можно больше, чтобы восстановить чувство контроля:

– Дети подвергаются напряжению, тревогам, давлению даже со стороны своих родителей, которые всегда были для них надежным якорем, источником защиты и безопасности. А в кризис многие дети потеряли и эту защиту, оказавшись с родителями в одной лодке.

Будущее, продолжает психиатр, внезапно окутывается туманом, и подросткам больше, чем взрослым, приходится с трудом с этим справляться. Да, ребятам нравится свобода от школы, они любят «расслабляться», но, когда им это навязывают, они не испытывают удовольствия.

Напротив, приходится адаптироваться к новой реальности, где они вынуждены находиться в комнате весь день, не выходить из дома, страдать от скуки, дистанцироваться и изолироваться от своих друзей, которые составляют наиболее важную среду в их жизни в этом возрасте.

Более того, они были вынуждены проводить больше времени со своими родителями, братьями и сестрами.

Вынуждены учиться в Интернете, что не всегда удобно. В этом свете, говорит Илан Тал, неудивительно, что подростки могут реагировать изоляцией, депрессией, другими нервными расстройствами и даже суицидальными настроениями.

Война подкинула проблем

На этом фоне, говорят психологи, проблем детям добавила ситуация с безопасностью в Израиле. Обстрелы и погромы вынуждены были закрыть систему образования до окончания операции «Страж стен».

Так, например, по данным израильской службы телефонной психологической помощи на дому, из-за обстрелов ХАМАС, к ним обратилось около 1000 израильтян в возрасте до 17 лет. Проблемы у обращавшихся были самые разные: шок, беспокойство о близких, страхи и даже семейные проблемы.

Доктор Ноа Розенфельд, директор педиатрической интенсивной терапии в больнице «Ассута» в Ашдоде, сказала, что многим больницам трудно найти места для госпитализации детей из-за психических расстройств, и что отделения педиатрической помощи заполнены, как и психоневрологические отделения.

Что делать?

Тут психологи и психиатры в первую очередь дают совет родителям. Во-первых, говорит доктор Тал, важно, чтобы они понимали кризисную ситуацию, в которой оказались их дети, и знали, что их мир в такое время находится в состоянии коллапса:

– Если ваш ребенок отвечает необычной агрессией и становится замкнутым, нужно вывести его на разговор. Понять и осознать, что вы видите, через что он проходит, и что для него есть кто-то, кто хочет ему помочь. Также важно выяснить, что поможет ему расслабиться, что вы можете сделать, чтобы помочь ему, и при необходимости предложить профессиональную поддержку.

Кроме того, советует доктор, нужно стараться быть чутким к детям. Кризис – это не время требовать, ужесточать правила или создавать новые.

Нужно постараться проявить гибкость:

– Если вы хотите чего-то от ребенка, вам следует поговорить с ними и достичь договоренностей о сотрудничестве. Именно в переговорах, а не в принуждении. Они еще не взрослые и нуждаются в своих родителях как раз на стыке между предоставлением независимости и принудительной защитой.