Айелет Шакед заявила сегодня, 22 июня, журналистам, что даст согласие на вход в состав правительства во главе с Нетаньягу еще в действующем составе Кнессета. Выборы в этом случае можно будет не проводить. В свою очередь Беннет заявил, что не проголосует за запрет Нетаньягу возглавить правительство.
Интрига недели
Шансы на то, что Шакед всерьез пойдет на сделку с Биби пока считаются невысокими, рассуждают аналитики. В этом случае ей придется покинуть пост министра и вернуться в парламент уже обычным депутатом. Но интригу глава МВД все-таки сохраняет. При этом сообщается, что она по-прежнему находится в зарубежном туре.
Согласно сообщениям ряда СМИ, сегодня утром оппозиционные правые и религиозные партии предприняли попытки собрать не менее 61 депутата для формирования нового правительства в рамках нынешнего Кнессета. Но на данном этапе ни одна из них не увенчалась успехом.
Так министр обороны Бенни Ганц и министр юстиции Гидеон Саар заявили, что у них нет никакого желания снова сидеть с Нетаньяху. Впрочем, насколько позиция политиков бывает «тверда» и с какой легкостью они ее меняют, превращая заявления в «фигуры речи», израильских избиратель знает не понаслышке.
Пока ожидается, что парламент все-таки проголосует за самороспуск и будет назначена дата выборов, которые могут состояться уже в понедельник.
Беннет включил Биби зеленый свет
Нетаньягу, впрочем, могли к ним и не допустить, приняв закон о запрете занимать пост премьера лицам, в отношении которых идут судебные разбирательства по тяжелым уголовным делам. Как раз случай Биби. Но пока еще премьер Беннет поставил на этой инициативе крест.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналуСегодня он заявил, что будет голосовать против такого законопроекта:
– Право избирать и быть избранным является священным и составляет саму суть демократии, – написал Беннет в своем Твиттере о предлагаемом законопроекте.
– Хотя мы видели, что обвиняемый по уголовному делу, занимающий пост премьер-министра, платит высокую цену, последнее слово должно быть за гражданами Израиля. Накануне выборов нет места для изменения правил игры. Скорее, людям должно быть позволено принимать решения у урны для голосования. Я убежден, что они сделают правильный выбор.
Позиция непреклонная
Кстати, Беннет блокировал продвижение этого законопроекта в течение всего года своего пребывания у власти, разочаровав несколько коалиционных партий, которые проводили кампанию за принятие такого закона.
Но поскольку коалиционная дисциплина больше не учитывается фракциями, готовящимися к новым выборам, партия министра финансов Авигдора Либермана НДИ объявила в среду, что будет добиваться скорейшего голосования по законопроекту в Кнессете. В случае его принятия любому члену Кнессета, обвиняемому в преступлении, которое предусматривает минимальный срок наказания в три года и статью о моральной распущенности, будет запрещено получать от президента задание по формированию правительства.
Хотя отношения Беннета с Нетаньягу за последний год еще больше ухудшились, поскольку лидер оппозиции регулярно ставил под сомнение законность пребывания премьер-министра на этом посту, позиция премьера по законопроекту, похоже, не изменилась.
Не все солидарны с Беннетом
При том, что по крайней мере часть партии Беннета «Ямина» проголосует против законопроекта, ожидается, что его поддержат шесть других коалиционных фракций в дополнение к «Объединенному арабскому списку».
Для принятия законопроекта потребуется поддержка коалиционной партии «Раам», хотя члены фракции не дали ясно понять, как они будут голосовать. Сторонники законопроекта также работают не по дням, а по часам, поскольку коалиция в среду приняла решение отдельно продвинуть законопроект о роспуске Кнессета в предварительном чтении.
Этот закон может быть принят уже в понедельник и с тех пор парламент не сможет рассматривать дальнейшие законопроекты.
Ограничения Саара
Также сегодня министр юстиции Гидеон Саар объявил, что он представляет законопроект об ограничении срока пребывания на посту премьер-министра до восьми лет. Законопроект был внесен ранее в этом году, но срок его действия истек после того, как коалиция не смогла собрать большинство голосов, чтобы принять его в окончательном чтении.
Сейчас Саар предпринимает последнюю попытку принять нормативный акт в нынешнем кнессете, хотя его шансы на принятие кажутся особенно низкими, учитывая оставшееся ограниченное время.