Премьер Нетаньягу в очередном интервью иностранному СМИ (с израильскими он почему-то общаться не очень любит) заявил, что очередным нормативным актом из проекта судебной реформы станет закон об изменении состава комиссии судей. На этом он пообещал остановиться. Что тут не так, и как ответила оппозиция?
Нетаньягу обещает и уверяет
В интервью Bloomberg Нетаньягу предположил, что его правительство примет законопроект о переформировании комитета, назначающего судей, что является наиболее далеко идущей и противоречивой мерой в пакете судебной реформы.
− В основном это то, что осталось — потому что другие вещи, я думаю, мы не должны принимать в законодательном порядке, − заявил премьер агентству.
Далее он сказал, что попытается достичь компромисса с оппозицией в комитете по отбору судей, но дал понять, что если нет, то будет сформулирован так называемый «общественный консенсус». Хотя на состоявшихся в последние месяцы переговорах в Доме президента представители коалиции и оппозиции не смогли прийти к согласию по вопросу о комиссии по отбору судей.
В своем нынешнем виде законопроект упраздняет действующий отборочный комитет судей, в соответствии с которым представители коалиции и Верховного суда имеют право вето на кандидатов друг друга на выборах. По сути, закон поставит назначения во всей израильской судебной иерархии под почти абсолютный контроль правительства.
Альтернативное предложение, выдвинутое на прошлой неделе секретарем кабинета Нетаньягу, предусматривает реструктуризацию комитета таким образом, чтобы половина его представителей была от коалиции, а половина — от оппозиции.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналуХотя такой шаг не только полностью политизировал бы комитет, но также мог бы оставить лазейку, в которой партия, поддерживающая коалицию, могла бы войти в состав оппозиции и получить представительство в комиссии, тем самым предоставив коалиции полный контроль.
Нетаньягу сказал Блумбергу, что Верховный суд возможно, самый активный судебный орган на планете, а должен быть баланс.
− Я абсолютно уверен, что Израиль выйдет стабильным, успешным и демократическим. Я не думаю, что мы разорвем страну на части, я не думаю, что у нас будет гражданская война, − заявил Нетаньягу.
Он также выразил уверенность, что Израиль не погрузится в «конституционный кризис». И отмахнулся от предупреждений об экономических последствиях судебной реформы, призывая иностранных инвесторов продолжать размещать свои средства в еврейском государстве.
− На краткосрочных рынках царит шум, — утверждает премьер. − На долгосрочных рынках есть ясность.
А что оппозиция?
В «Еш Атид» уже обрушились на премьера за это интервью.
− Мы рекомендуем Нетаньягу не лгать на английском или иврите, — говорится в заявлении партии Лапида. − Даже внутри «Ликуда» нет широкого согласия. Это еще одно слабое представление лжи.
Действительно, внутри партии Нетаньягу есть разногласия по этому вопросу. Не говоря уже про другие партии в коалиции. Но вот в курсе ли про намерения Нетаньягу «остановиться» в Яадут а-Тора в курсе? И что делать с законом о призыве, который тянет за собой как раз преодоление вето БАГАЦ?
Позиция протестующих
В ответ на слова Нетаньяху в «Kaplan Force», являющейся одной из главных организаторов акций протеста ответили:
− Все это полностью противоречит его соглашению о конфликте интересов. Такое законодательство приведет к полному уничтожению Государства Израиль. Мы будем начеку и заблокируем любую попытку сменить комитет. Мы призываем Лапида и Ганца объявить сегодня вечером, что у них не будет никаких контактов с Нетаньягу − мятежником против верховенства закона.