ЦАХАЛ составил отчет об обстоятельствах гибели трех заложников в Газе, которых солдаты перепутали с террористами. Из него следует, что армия допустила серьезные ошибки, которые в итоге обернулись трагедией – не стало Йотама Хаима, Алона Шамриза и Самара Талалки.

Выяснилось, что бригады и высокопоставленные офицеры вовремя не обменялись данными, благодаря которым ситуация могла бы развернуться совсем по другому сценарию.

Самар Талалка, Алон Шамриз, Йотам Хаим

Стало известно, что двое заложников были убиты снайпером с расстояния около 38 метров. Трагедия произошла 15 декабря. В тот день была хорошая видимость, но между беглецами и стрелком находилось дерево, которое несколько «смазало» картинку.

Плюс ко всему пленники появились в так называемой красной зоне, где любой человек автоматически принимается за террориста. Снайпер начал стрелять, и убил двоих израильтян. Третий сумел спрятаться в здании.

По словам снайпера, в руках у одного из молодых людей действительно была белая тряпка, но он утверждает, что тот человек ею не размахивал.

Командир дал приказ остановить огонь, но бойцы не побежали за третьим заложником в его укрытие, как отмечалось ранее. Вместо этого началась подготовка к рейду по зданию. В тот момент два бойца заметили пленника в окне, он назвал свое имя и начал молить о спасении на иврите. Это посчитали уловкой и открыли по молодому человеку огонь. Солдаты потом объяснили, что не слышали приказа командира не стрелять.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

Несколько оплошностей были допущены и за пару дней до трагического происшествия.

Так, 10 декабря бойцы «Голани» устроили облаву на задания, в которых должны были быть террористы. Вперед пустили служебного пса, к которому прикрепили камеру. Там действительно оказались боевики, а позже выяснится, что они как раз стерегли заложников. Террористы застрелили собаку, израильские солдаты в ответ начали с ними перестрелку. Воспользовавшись хаосом, пленники сумели сбежать.

В ходе боя солдаты в самом деле слышали кое-какие крики на иврите – израильтяне умоляли им помочь, – но это расценили как трюк террористов, которые, возможно, пытались заманить бойцов в ловушку.

Затем во время осмотра здания рядом с шахтой туннеля была найдена ивритоязычная записка, в ней было всего одно слово – «спасите». Но этому факту также не придали особого значения.

На протяжении пяти дней заложники передвигались по Газе от дома к дому, ели остатки пищи, которую находили на своем пути. Однажды они заметили тряпки и соорудили из них нечто наподобие флага, на котором написали «Спасите» и SOS. Импровизированный флаг повесили на сооружение, в котором укрывались.

Солдаты все это видели, но в сложившихся условиях решили, что это происки террористов. Однако в дивизию о своем наблюдении бойцы доложили. Там же информацию не посчитали существенной, чтобы предпринять какие-нибудь шаги.

К слову, 18 декабря – спустя три дня после гибели заложников – силы ЦАХАЛ вернулись на то место, откуда 10 декабря сбежали пленники, чтобы окончательно его зачистить. Там нашли труп собаки, убитой террористами. Запись с камеры на теле животного просмотрели. Заложники не попали в кадр, но были хорошо слышны крики на иврите.

Еще одна ошибка произошла на уровне командования: старшие офицеры знали, что в том районе могут оказаться пленники, но не проинформировали об этом рядовых солдат, не довели инструкции, как поступать, если вдруг заложники окажутся в зоне боевых действий.

Глава генштаба Герци Халеви принял решение до конца войны не применять санкций к солдатам, которые убили заложников. Также он признал, что трагедии могло бы и не быть, если бы не череда промахов, допущенных армией.