Вчера ХАМАС в лице своего дражайшего лидера Ихье Синвара заявил, что готов, так сказать, выслушать предложения по обмену военнопленными. Впрочем, ничего нового. Такие разговоры поднимались уже неоднократно, особенно в те моменты, когда ХАМАС нуждался в помощи со стороны Израиля. Однако в этот раз, по мнению обозревателя Рона Бен-Ишая (Ynet), в речах Синвара появилось кое-что новенькое.
Журналист считает, что предводитель террористов давно морально готов к обмену, согласно которому можно будет вернуть в Израиль военнослужащих Хадара Гольдина, Хишама аль-Сайеда, Орона Шауля, а также Абера Менгисту. Палестинская сторона взамен получит своих людей, которые отбывают заключение у нас в стране. Однако сколько это будет стоить для Израиля?
В конце декабря минувшего года, когда в мире вовсю полыхал коронавирус, ХАМАС остро нуждался в помощи израильтян. Тогда казалось, что террористы готовы сменить гнев на милость и обсудить детали обменной сделки. В нашей стране предпосылки к этому почувствовали и через египетских посредников передали о выгодном предложении для ХАМАСа. Палестинские СМИ в то время писали, что заключается оно в освобождении сотен заключенных арабов.
Ихье Синвар потребовал, чтобы весь процесс обмена был разделен на два этапа. Сначала на волю выйдут заключенные в возрасте, а также те, чье здоровье не очень хорошее. ХАМАС в обмен обязался предоставить сведения о плененных израильских солдатах и тех, кто числится пропавшим без вести.
В рамках второго этапа Синвар захотел, чтобы израильские тюрьмы покинули и те палестинцы, у которых, так сказать, «руки в крови». Однако это условие, понятное дело, пришлось не по душе Израилю. Сделка была отменена.
Буквально вчера вопрос снова встал на повестке дня. Ихье Синвар не отрицал, что готов начать переговоры по обмену, но выдвинул при этом одно новое условие – выпустить на свободу 1111 палестинских заключенных.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу– Запомните эту цифру, – сказал глава военного крыла ХАМАСа. – Это очень легко: четыре единицы.
Иными словами, Синвар требует, чтобы нынче цена вопроса была еще больше, нежели во время освобождения из палестинского плена капрала Армии обороны Гилада Шалита, похищенного в 2006 году. Домой боец вернулся в октябре 2011 года. Его обменяли на 1027 террористов.
Высокопоставленные источники в сфере обороны считают, что Израиль не пойдет на такие условия. Шансы на это в буквальном смысле мизерны. Те же источники поясняют поведение Синвара: он возомнил себя победителем в нынешнем конфликте, следовательно, может диктовать любые условия.
Израильская сторона, в свою очередь, отстаивает позицию, что процесс восстановления Газы будет ограничен лишь гуманитарной стадией до тех пор, пока не будет улажен вопрос с возвращением военнопленных и останков погибших солдат. Поэтому вовсе не исключается, что Синвару в этом плане придется поумерить свои аппетиты и согласиться на компромисс. Если, конечно, восстановление сектора его и в самом деле тревожит.