В понедельник, рейтинговое агентство Fitch снизило кредитный рейтинг Израиля с уровня A+ до A, что было воспринято многими как естественная реакция на продолжающуюся войну с ХАМАСом. Однако это решение также спровоцировало критику в адрес правительства, которое обвиняется в неспособности эффективно управлять экономикой страны в условиях военного времени.

Финансовый рейтинг страны является индикатором ее способности выплачивать свои долги. Снижение рейтинга означает повышение инвестиционных рисков, что может привести к увеличению процентных ставок по долговым обязательствам Израиля или даже отпугнуть инвесторов, если риск будет сочтен слишком высоким.

Министр финансов Бецалель Смотрич, комментируя снижение кредитного рейтинга Израиля агентством Fitch, заявил: “Снижение рейтинга из-за войны и вызванных ею повышенных геополитических рисков — это естественно.” Он выразил уверенность, что “с Божьей помощью, война будет выиграна, министерство выведет экономику ‘на путь роста’, и будет принят ответственный бюджет.” Смотрич также добавил, что “кредитный рейтинг быстро вернется к повышению.”

Министр финансов Израиля Бецалель Смотрич на заседании финансового комитета в Кнессете 10 июня 2024 года. (Фото: Хаим Голдберг/Flash90)

Офис премьер-министра поддержал это мнение, подчеркнув, что снижение рейтинга является следствием ведения Израилем многофронтовой войны. “Рейтинг снова повысится, когда мы выиграем — а мы обязательно выиграем,” — заявили в канцелярии премьер-министра.

Тем временем лидеры оппозиции расценили снижение кредитного рейтинга как провал правительства в управлении экономическими последствиями войны. Они подчеркнули необходимость сокращения коалиционных фондов и закрытия ненужных министерств. Глава оппозиции Яир Лапид заявил, что “необходимо немедленно закрыть как минимум 12 ненужных министерств, отменить коалиционные фонды, и продвигать экономические стимулы вместо поддержки тех, кто не работает”.

Лидер партии “Национальное единство” Бени Ганц добавил, что снижение рейтинга является результатом приоритезации политических интересов над национальными. Он обвинил правительство в неспособности принять меры по корректировке бюджета в условиях войны.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

Гражданская организация “Движение за качество власти в Израиле” также раскритиковала действия правительства, назвав снижение рейтинга “оглушительным провалом” в управлении экономикой и потребовала представления бюджета на 2025 год и долгосрочного экономического плана.

Люди проходят мимо штаб-квартиры Fitch Ratings в Нью-Йорке, 6 февраля 2013 года. (Фото: Брэндан МакДермид/Reuters)

Эксперты считают, что одной из причин снижения кредитного рейтинга является отсутствие обсуждений бюджета на 2025 год. Старший преподаватель Университета Бен-Гуриона доктор Давид Лагзиэль отметил: “Есть несколько вещей, которые правительство делает и которые влияют на кредитный рейтинг, и первая и самая серьёзная из них — это отсутствие обсуждений бюджета на 2025 год.” Он подчеркнул, что “если правительство не обсуждает бюджет и не вносит необходимые корректировки (в связи с войной), то доверие к нему падает.” Лагзиэль также добавил: “Правительство Израиля не внесло изменений. Просто ничего не было сделано. Трудно сказать, что что-то было предпринято.”

Профессор Университета Бен-Гуриона Моше Джастман обратил внимание на то, что основной причиной снижения рейтинга стала угроза безопасности. “Исторически Израиль всегда выполнял свои долговые обязательства, даже когда его финансовое положение было значительно хуже,” — подчеркнул он, добавив, что рейтинг по-прежнему выше, чем предполагают рынки, что отражает общую уверенность в способности страны выплачивать свои долги.

Тем не менее, Джастман предупреждает, что даже символическое снижение рейтинга может повлиять на решение некоторых инвесторов, особенно крупных фондов, которые не вкладываются в страны с рейтингом ниже определенного уровня.

Смотрите также: Кошерное электричество

Бывший глава Института национальной безопасности профессор Мануэль Трайтенберг в прошлом месяце выразил обеспокоенность отсутствием стратегии по управлению экономическими последствиями войны, что отпугивает инвесторов и рейтинговые агентства. “Экономические сигналы, которые посылает Израиль, неутешительны,” — заявил он, указав на отмену обсуждений бюджета на 2025 год как на “тревожный знак”.

Несмотря на уверенность премьер-министра и министра финансов в скором восстановлении рейтинга, Трайтенберг отметил, что “доверие инвесторов к экономике легко подорвать, но очень трудно вернуть. Это требует много времени.”