В северном округе Израиля была задержана учительница из Назарета, Интисар Хиджази, которая выложила видео в TikTok, где она якобы празднует события 7 октября 2023 года в день, когда отмечали годовщину этой трагедии. В кадре звучала песня “Хорошее время”, а на видео был наложен текст “в этот день 7/10/23”, что явно отсылало к трагическим событиям в Израиле. В этот же день полиция провела обыск в доме подозреваемой, 41-летней жительницы города Тамра, и задержала её. На следующий день её доставили в мировой суд Назарета, где полиция ходатайствовала об увеличении ее срока содержания под стражей. Позже Хиджази удалила свой видеоролик, однако сохранилась его запись.

Итамар Бен-Гвир, комментируя инцидент на следующий день, отметил: «Учительница из школы в Назарете вчера выложила в соцсеть видео, где она танцует под песню “Хорошее время” на фоне даты 7.10.2023. Я передал эту запись в группу по борьбе с подстрекательством в интернете  и её немедленно арестовали в её доме в ТамреНулевая терпимость к подстрекательству и сторонникам террора!»

Однако, как пишет Times of Israel, её адвокат утверждает, что видеозапись изначально была сделана и загружена утром 7 октября 2023, когда она еще не знала, что произошло в тот день. А через год, 7 октября 2024 года она, не умышленно, не задумываясь о последствиях видео – опубликовала его. Впоследствии было установлено, что ее видео – это часть популярного танцевального тренда на платформе TikTok, а дата была добавлена автоматически с помощью функции «В этот день», что позволяет повторно публиковать старые видео заново. Адвокат женщины подчеркивает, что никакого намерения разжигать ненависть или поддерживать насилие у его подзащитной не было, и указал, что она даже публиковала пост, в котором выражает сожаление по поводу гибели одной из жертв 7 октября.

Несмотря на аргументы адвоката, суд в Назарете продлил срок её содержания под стражей на три дня (до 10 октября). При этом национальная прокуратура раскритиковала арест, подчеркнув, что не дала согласия на начало расследования по обвинению в подстрекательстве, так как это требуется для таких дел.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

В социальных сетях пользователи и журналисты также усомнились в правомерности задержания. Организация Fake Reporter (среди основателей которых движение “Мехазким”, выступающее за продвижение “левых ценностей” в интернете) провела собственное расследование, по результатам которого установила, что в аккаунтах женщины в соцсетях отсутствовали какие-либо признаки политической или националистической деятельности, и её действия не несли в себе политической подоплеки.

Fake Reporter пишет в своем посте Х о “разоблачении Бен-Гвира”: «Видео Бен-Гвира против задержанной преподавательницы — распространение фейка, который не имеет связи с реальностью… В видео министр Бен Гвир продолжает распространять ложные обвинения против гражданки Израиля и разжигает ненависть в отношении женщины, которая стала жертвой полицейского насилия и столкнулась с агрессивной онлайн-кампанией, полной ненависти и угроз. Бен-Гвир утверждает, что задержанная публиковала похвалу изнасилованию и убийству, что якобы является “подстрекательством к терроризму”. Однако проверка видео и тщательный анализ сотен видеороликов, опубликованных задержанной в TikTok на протяжении многих лет, показывают совершенно иную картину.»

Далее Fake Reporter отмечают, что не нашли никакого контента, который бы быть связан с национальными или политическими вопросами, кроме трех случаев, которые указывают “противоположную тенденцию по сравнению с выводами полиции”. Кроме того, “задержанная опубликовала слова скорби по своей подруге, которая была убита в Беэри 7 октября и разместила инструкции от командования тыла по защите детей во время тревог, а также делилась разъяснительными видео от полиции, армии и других служб”.

Ynet также отметили: «Сразу после ареста стало известно, что Хиджази никогда не выражала поддержки террористическим организациям в социальных сетях. Её подруги утверждают, что произошедшее — это всего лишь ошибка в суждении и видео было опубликовано без учёта даты. В ноябре прошлого года она даже разместила длинное видео в память о Йонате Ор, убитой в Беэри, с песней “У нас в саду”, написанной в честь солдат, погибших в ходе операции “Нерушимая скала”. Хиджази написала: “В моем доме всегда будет храниться память о тебе”, упомянув, что приобретала у Ор мебель.»

10 октября полиция заявила, что обвиняемой не стали продлевать срок задержания и отпустили на ограничительных условиях. Расследование продолжается, а материалы дела будут переданы в подразделение по делам прокуратуры для дальнейших шагов. Следует обозначить, что в законодательстве Израиля подстрекательство подразумевает именно намеренное действие, и, по всей видимости, следствию в рамках этого дела пока что не удалось доказать, что Интисар Хиджази, опубликовав этот ролик, действовала умышленно.

Сразу после того, как Хиджази отпустили, журналист Йосси Мизрахи из 12 канала взял у обвиняемой учительницы интервью и опубликовал его вырезку у себя на платформе Х. В видео она говорит (мы перевели на русский язык): «Я чувствовала, что они будут против меня. Были моменты, когда я боялась любого шороха. Потому что они кричали на меня, всё время издевались, называя меня танцовщицей, и говорили: “Танцуй сейчас, как ты тогда танцевала, танцуй среди нас.”»

Как отмечает Maariv, расследование журналиста Мизрахи показало, что учительница каждый день выкладывает контент в соцсети, в котором она танцует под песни.

До этого интервью журналист опубликовал 9 октября пост с следующим текстом: «Родителям Интисар Хиджази было приказано полицией Назарета явиться сегодня вечером для срочного допроса по делу их дочери. Среди прочего их спросили о её поведении, подругах и политических взглядах. Почему это важно? Не знаю, видимо, так нам предначертано.»

 

В ответ на это Бен-Гвир снова опубликовал на платформе Х: «Как это понять?! Берут учительницу/инструктора из Министерства образования, которая танцевала и пела с текстом, который не допускает двусмысленности, в самый болезненный день для народа Израиля, в день, когда насиловали наших дочерей, убивали наших детей и похищали наших стариков. И суд продлил её арест. Её приглашают на прайм-тайм интервью с журналистом, чьи взгляды всем известны, и изображают её как бедную жертву, на которую наказание свалилось как гром среди ясного неба. Извините, на меня это не действует. Мне больно за семьи похищенных, за сирот и вдов, которым пришлось столкнуться с этой историей в самый тяжёлый день их жизни. Но не за неё. Моё сердце, как и сердца многих в народе, находится в правильном месте.»

На момент написания статьи, с 7 октября по 9 октября 2023 года в профиле TikTok женщины нет никаких видео, что может указывать на то, что если в эти дни она и публиковала какие-либо видео — они были удалены.

Примечательно, что 13 октября 2023 года Хиджази опубликовала видео, где видна часть экрана телевизора, на экране которого идет прямая трансляция государственного израильского телеканала Kan 11 с темой: “Сегодня седьмой день войны”. В описании к этому видео она добавила хэштег #IsraelWar, что может также свидетельствовать о том, что женщина прекрасно знает, что произошло 7 октября. При этом, пролистав десятки роликов, мы можем подтвердить, что никаких видео на политические темы в TikTok Интисар Хиджази — действительно скорее всего нет, так как женщина публикует видео только со своей работы с детьми.

Фото: скриншот / TikTok Интисар Хиджази

Пока дело продолжается расследоваться, мы отметим, что такой случай беспрецедентен. Очевидно, что подобных даже непреднамеренных случаев в израильском обществе быть не должно, так как это связано с датой, которая трагична для каждого. При этом законодательство Израиля освобождает от ответственности за подобные случаи, если не доказано, что человек занимался подстрекательством умышленно. Казалось бы, что проблема в законодательстве, однако, вместо того, чтобы ужесточать законы и вводить ответственность за неумышленное подстрекательство, было бы чрезвычайно уместно, чтобы за подобные случаи обвиняемые выступали с публичными извинениями. Таким образом, возможно удастся добиться необходимого баланса между свободой слова, безопасностью и чувствами израильтян, которые были задеты, если виновники подобных ситуаций действительно действовали без злых намерений.