Министр экологии Гила Гамриэль заявила сегодня о том, что предотвратить бедствие с разливом нефтепродуктов в море было невозможно. Слишком сильно разыгралась непогода. Вместе с тем, глава ведомства сообщила, что купальный сезон в пострадавших местах придется отложить. Очистка будет длиться в течение трех месяцев. И без того обедневшая туристическая отрасль уже подсчитывает убытки. А авторитетные ученые задаются вопросом: действительно ли можно трагедию никак нельзя было упредить?
Масштабы катастрофы экологам еще предстоит оценить, равно, как и подсчитать ущерб. Ясно одно: на раз-два справиться с проблемой не получится. Говоря об отсрочке купального сезона, Гила Гамриэль будто бы оправдывалась. С ее слов, спуститься на воду, чтобы предотвратить беду, мешали высокие волны, подняться в воздух, дабы отследить распространение пятна – грозовой фронт.
Фото: управление парков и заповедников Израиля
Минприроды по-прежнему настаивает на официальной версии. В районе бедствия выявлено 10 кораблей. Одно судно и стало причиной случившегося. Толи оно пострадало в шторме, толи вылило от 100 до 300 тонн нефтепродукта (по другой версии сырой нефти) сознательно. А уже потом шторм вынес жидкость на побережье, где она загустела. Виновников, говорит министр, найти не просто, но ее ведомство постарается сделать все для этого возможное.
Вопросов в этом деле больше, чем ответов даже у дилетантов. Если в море вылили нефтяное сырье, то как на берегу оказался мазут или гудрон? Ни то, ни другое само по себе из сырья не производится. Даже под солнечными лучами.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналуА если судно вылило мазут, как говорится в другой версии, то почему на берегу преобладает гудрон, который только входит в состав товарного топлива для кораблей? Где мазутные пятна на море, что за комки на побережье? А могли ли жалкие 300 тонн загрязнить целых 160 километров пляжа? Странно, что нет реакции Греции, Кипра и Турции. На эти вопросы сегодня в своем Фейсбуке ответил Вадим Манов, глава «Green Ocean», компании по производству сорбенты нефти, большой специалист по экологии морей и океанов.
По его версии, на побережье лежит отработанный мазут, который корабли безнаказанно сбрасывают в наши воды, по выходу из портов. «Отработка» – продукт с большей вязкостью. Попадая в воду, он комкуется и оседает. А штормом его подняло и выбросило на берег.
Конечно, отработанное топливо нужно сдавать на утилизацию в портах. И это штука платная. А зачем платить, если можно сбросить бесплатно в море? Контроля, продолжает Вадим Манов, в Израиле нет, поскольку отсутствует нормальная система мониторинга судов. Устанавливать их дорого. Дешевле, сокрушается эксперт, провести четвертые выборы.
Кстати, о них. Точнее о пиаре. Политики страны уже успели записаться в волонтеры по очистке побережья. Так на один из пляжей Ашдода высадился десант в лице Нетаньягу, Гамлиэли и глав нескольких городов. Сколько именно вредных веществ убрали чиновники – неизвестно, но фото с воскресного «субботника» уже появились в сети.
Фото: Коби Гидеон, GPO
Засветился в уборке и Яир Лапид, лидер «Еш Атид». На фото видно, что его команда экипирована лучше правительственной.
Фото: Пресс-служба “Еш Атид”
Чтобы полностью устранить последствия катастрофы, которую уже назвали крупнейшей в истории государства, вероятно, понадобится много лет. Пока что Минэкологии, Минздрав и МВД рекомендовали воздержаться от посещения Средиземноморских пляжей.