Итак, выборы состоялись. Подсчитано подавляющее количество голосов. И, похоже, с большой уверенностью можно сказать, что Нетаньягу возвращается в премьерское кресло. Главное тут не в том, что Биби по-прежнему остаются одним из самых популярных израильских политиков. Большего внимания заслуживает укрепление позиций Итамара Бен-Гвира и ослабление левого лагеря. Что будет дальше?

Факты на стол!

Центризбирком публикует новые данные. Подсчитано порядка 86% голосов. Это более 4,1 млн человек – рекорд с 1999 года. За бортом пока остаются Мерец и Балад. РААМ проходит электоральный барьер.

В сухом остатке «Ликуд» получает 32 места, а в целом блок, поддерживающий Нетаньягу, — 65. «Еш Атид» во главе с премьер-министром Яиром Лапидом получает 24 места. Эти результаты отличаются от результатов опросы на телеканалах, согласно которым блок Нетаньягу набирал 61-62 мандата, а партия «Мерец» проходила в Кнессет.

Ряд СМИ уже сообщили, что «Еш Атид» уже готовится к возможной передаче власти, и Лапид намеревается позвонить Нетаньягу, как только будут опубликованы окончательные результаты, что может занять несколько дней.

Также стало известно, что лидеры «Гослагеря» Саар, Ганц и Айзенкнот решили сформировать собственный оппозиционный блок. Таким образом, коалиции этих политиков с Нетаньягу пока не предусматривается.

«Звездой» выборов стал Бен-Гвир и с его фракцией «Оцма Иегудит». Этот политик прошел путь от председателя маргинальной партии до популярного лидера, представляющего около 10% израильских избирателей.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

От левых устали?

Именно взлет Бен-Гвира стал, пожалуй, главной сенсацией этих выборов. Как пишет аналитик Марк Новиков, чаще всего голоса электората «Религиозного сионизма» распределялись между одной-двумя малыми партиями, представляющими блок, а также уходили в значительной степени «Ликуду».

Часто религиозные сионисты даже не проходили электоральный барьер из-за конфликтов внутри сектора. Сегодняшний результат Бен-Гвира, считает Новиков – это результат усталости сектора от поиска достойного кандидата, представляющего всю палитру данной части Израиля.

– Кроме того, это реакция на недвусмысленные заявления Лапида относительно «двух государств для двух народов», а также намеки о заморозке поселенческого строительства, – считает аналитик. – Лапид, делая такие заявления, выстрелил себе в ногу, отняв голоса у МЕРЕЦа, которая во многом именно из-за этого (пока) не проходит электоральный барьер.

Иными словами левые партии постепенно уходят из политической картины Израиля, а центристские пока не могут на равных конкурировать с право-религиозным блоком. Есть мнение, что этот конфликт будет разрешен с уходом из политики Нетаньягу.

А проблемы останутся

Сегодняшний выбор правых – это в том числе и большая ответственность, которая ляжет на плечи Нетаньягу и всего его лагеря. Сейчас многие делают большие прогнозы относительно радикальной политики Бен-Гвира или вмешательства досов в светскую жизнь. Не будет этого. Гей-парады не отменят.

Дело в том, что политик в Израиле до выборов и после, как говорят в Одессе – две большие разницы. Обещать можно все, что угодно, но как только празднование победы останется позади, политики столкнутся с реальностью. А она никуда не уходила. Это, к примеру:

  • рост цен,
  • Иран,
  • криминал в арабском секторе,
  • война в Украине…

Все это придется решать, опираясь на электорат и внешнюю политику. Уходящее правительство было «пестрым», но и коалиция «Ликуда» не менее пестра. В целом за нее голосовали не только харедим, но и светские евреи. И общие интересы у них будут не всегда. С их голосами надо будет считаться, ибо это демократия.

А тут еще США, например, которые также играют роль в израильской внешней политике. В общем, давить на новое правительство будут со всех сторон и «выкинуть» что-то экстраординарное у него не получится. Вероятно, и с украинским вопросом все будет также, как и ранее. И радикальных мер по арабскому сектору вряд ли стоит ожидать. Да и в целом жизнь в одночасье не станет ни «лучше и веселее», ни «хуже и тоскливее».

Кроме того, надо признать, Нетаньягу обучаем. Он определенно сделал выводы и из прежних своих ошибок, и уж тем более из ошибок уходящего кабинета министров Так что жизнь продолжается.

Борис ГОЛЬДБЕРГ