Бывший посол Израиля в России и Украине Цви Маген считает, что Россия не будет нагнетать ситуацию вокруг закрытия еврейского агентства Сохнут. Дальше угроз дело не пойдет. Кроме того, он назвал вероятную причину обострения отношений Кремля с Иерусалимом. На эту тему он высказался в программе Михаила Фишмана «И так далее» в небольшом блиц интервью. Приводим выдержки.

– Что послужило причиной обострения отношений Москвы и Иерусаима?

– Я рассматриваю это как логику обострения отношений, направленную на интересы, направленные на более широкий, чем местный уровень. Глобальный или региональный интерес России. В конце концов Сохнут – это не первый вопрос. Россия уже несколько месяцев так или иначе ведет разборки с Израилем по тем или иным причинам. Все в основном кончается на риторическом уровне.

Это продолжение существующей практики России и отдельный вопрос: куда это ведет и для чего нужно? Уже несколько месяцев Россия обостряет отношения с Израилем. Это факт. Пока только на риторическом уровне. В любом случае это (причина – авт.) не Украина. Она не при чем. Единственное западное государство, которое не подключается к режиму санкций против России – это Израиль. Израиль не поставляет вооружение Украине, хотя мог бы.

Израиль так или иначе не высказывается по вопросу Украины официально никаким образом. Наоборот, Израиль принимал участие в процессе продвижения переговоров с начала войны. Все это время Израиль рассматривался Россией однозначно позитивно. Нейтрально. Не имеет значение как те или иные частные лица высказывались.

– Лапид резко критиковал и когда был главой МИД и когда стал премьером…

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

– Он не критиковал. Он стоит за всеми этими решениями, которые были предприняты в отношении России. Он был сопремьером до этого и все эти решения – при его участии. Он был основным игроком на этом поле. То, что он высказался пару раз негативно в гуманитарном отношении – это не значит, что он реально изменил политику Израиля.

Обвинять Израиль в смене политического курса – нереально в данном случае. Украина не может иметь отношения к этому. Что может иметь отношение – разборки России на Ближнем Востоке. Я напоминаю отношения с Ираном, Путина в Иране, визит Байдена в регион, создание противостоящих там лагерей и антиамериканскую коалицию, которую Путин хочет возглавить. В этом отношении не менее значимо – не выступать позитивно на стороне Израиля.

Это одна из версий. Я считаю, что у России есть интерес разжечь здесь очередной кризис на региональном уровне и использовать его в своих целях. Потому что кризис на Ближнем Востоке облегчает участь России в разборках по Украине – имеется ввиду противостояние с Западом.

Ну и есть версия, что это внутренние разборки в России. Идет спор вообще обо всем. Я не хочу высказываться на счет «башен Кремля», но есть такое мнение среди экспертов.

Израиль рассматривает развитие отношений с Россией позитивно все эти годы. Россия рассматривалась как дружественное государство. И хотя у нее есть интересы на Ближнем Востоке – они в той или иной мере решались позитивно. Вдруг есть смена курса. И надо разобраться: в чем проблема и как относится к этому Израиль? Израиль не хочет ссориться с Россией.

– Какой прогноз? Что будет дальше? Чем может ответить Израиль?

– Я хочу напомнить о серьезном факторе. Сам Лапид дня два-три назад заявил, что вопрос Сохнута не юридический, а политический. Вопрос двусторонних отношений. Если он не будет решен позитивно, то Израиль будет отвечать. Вопрос не будет обойден. По-моему у России нет желания рвать отношения на таком уровне с Израилем. И поэтому весь вопрос Сохнута будет спущен на тормоза.

Если этого не произойдет и будет в какой-то мере прекращена деятельность агентства, то Израиль, как уже сказал премьер-министр, рассматривает это негативно и ответит. Поэтому он запросил у МИДа список ответных шагов.

Все может быть. У России непростые реалии, включая на поле боя и мировых международных отношениях. Могут измениться подходы. Я не исключаю, что мы находимся в точке пересечения развития новых событий. Я лично предпочел бы, чтобы ничего не изменилось, отношения не ухудшились. Следует набраться терпения.