Выборы в комиссию по назначению судей, состоявшиеся сегодня, 14 июня, в Кнессете, обернулись драмой. Кандидат от оппозиционной партии «Еш Атид» Карин Эльхарар (на фото) была избрана с уверенным перевесом. За нее, судя по всему, проголосовали даже депутаты от коалиции. При этом кандидатка от коалиции Тали Готлиб не прошла – за нее проголосовали только 15 человек.

Почему это важно и правым, и левым?

Состав комиссии по назначению судей из девяти членов включает в себя:

  • президента Верховного суда,
  • двух судей Верховного суда,
  • министра юстиции,
  • другого министра,
  • двух депутатов,
  • двух представителей Коллегии адвокатов.

Сегодня выбирают двух депутатов. Один из них традиционно был представителе коалиции, а второй – оппозиции, хотя за последние 15 лет трижды там были только представители коалиции.

Коалиция и их избиратели хотели бы избрать в комиссию двух своих представителей, а Нетаньягу, хочет сохранить паритет, избрав в комиссию и кандидата от оппозиции. Поэтому он пытался убедить Готлиб снять свою кандидатуру. Но не получилось. Готлиб является сторонницей судебной реформы и не желает идти на компромисс с оппозицией и их избирателями.

В итоге Нетаньягу решил заставить своих депутатов проголосовать против всех, отложив тем самым выбор в комиссию на месяц, что у него и получилось.

А зачем нужны депутаты и от оппозиции и от коалиции?

На самом деле у судей в «комиссии по отбору судей» все равно имеется большинство, которое образуют трое судей и два адвоката, выбранные теми же судьями. Но тут важен вопрос паритета в нынешнее непростое время, связанное с кризисом вокруг судебной реформы.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

Если б в комиссию выбрали как представителя коалиции, так и оппозиции, то можно было бы констатировать прогресс на переговорах вокруг реформы права. Как уже было сказано, «Ликуд» (читай Нетаньягу) не смогла выторговать для себя все, что хотела взамен на переговорах о судебной реформе. В итоге было решено голосовать против всех кандидатов, дабы отложить выборы в комиссию на 30 дней.

Тем самым коалиция в очередной раз продемонстрировала недоговороспособность даже внутри самой себя. А это чревато срывом или приостановкой переговоров о судебной реформе, что уже косвенно подтверждается.

Снова пауза?

Тактическая победа оппозиции на фоне слабости коалиции не означает, что история с судебной реформой разрешилась. Так Депутат от партии «Национальное единство» Гидеон Саар заявил, что представители оппозиционной партии не будут принимать участие в судебных переговорах с коалицией, пока второй депутат не будет избран в комиссию.

– Мы должны поддерживать акции протеста, — сказал бывший министр юстиции. – Я предлагаю не ослаблять давления. Мы не будем продолжать переговоры, пока не будет выбран весь комитет.

При этом Лапид и Ганц заявили о временном выводе своих групп из переговоров по реформе до окончательного формирования комиссии. Без нее, говорит Яир Лапид, переговоров просто не может быть.

Тоже самое заявил и Бени Ганц, добавив, что, срывая выборы в комиссию даже путем голосования против выдвижения кандидатки от своей же партии, Нетаньягу сдался экстремистам.