БАГАЦ в полном составе, который включает 15 судей, приступил к, пожалуй, самым драматичным слушаниям за всю историю Израиля. Будут рассмотрены иски, поданные Движением за качество власти и другими организациями об обмене поправок в Основной закон, которые ограничивают принцип разумности (илат ха-свирут).
Напомним, согласно этому принципу, судьи могли вмешиваться в тексты законов и принимать решения, руководствуясь принципом юридической несостоятельности.
Однако 24 июля Кнессет окончательно утвердил законопроект, который больше не позволяет этого делать. Это произошло на фоне ожесточенных массовых демонстраций и сильных волнений в обществе. Уникальность ситуации еще и в том, что БАГАЦ впервые будет рассматривать Основной закон.
Юрсоветник правительства Гали Бахарав-Миара ранее неоднократно заявляла, что поправку нужно отменить.
За развитием событий наблюдает без преувеличений вся страна. В зале судебных заседаний нет свободных мест, а снаружи находится множество журналистов.
Эстер Хают обозначила порядок выступления сторон: каждая из них получит примерно час времени, чтобы озвучить свои аргументы. Председатель Верховного суда также попросила не повторяться, чтобы не затягивать процесс.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналуПо предварительным оценкам, заседание будет длиться около 7 часов.
Сначала выступит юрист Кнессета, затем настанет очередь частного адвоката, который будет представлять правительство, далее свою позицию изложит юрсоветник Гали Бахарав-Миара.
Вслед за ними суд заслушает доводы остальных выступающих. После этого присутствующие перейдут к вопросам, на которые предстоит ответить представителям Кнессета.
Глава законодательной комиссии Симха Ротман написал в своих соцсетях, что, если закон все же отменят, Кнессет не будет подчиняться этому решению.
Ему ответил лидер оппозиции Яир Лапид, который считает, что все произойдет с точностью до наоборот – в том плане, что Кнессет согласится с любым вердиктом.
По словам Эстер Хают, ранее поправки в Основные законы государства были либо достигнуты с помощью консенсуса, либо касались внутренних дел парламента. Но в этой ситуации не сработало ни одно, ни второе условие. Глава БАГАЦ считает, что внесение поправки о сокращении принципа разумности – само по себе прецедент и нельзя было вносить его через законодательную комиссию.
Если обновленный Основной закон все же будет отменен – это также станет прецедентом. Сторонники юридической реформы в очередной раз упрекнут суд в узурпации власти. Однако не исключается и более мягкий вердикт, при котором БАГАЦ отправит закон на доработку в Кнессет или сузит возможности его применения.