Иранские активисты, как в самой Исламской Республике, так и за ее пределами сегодня, 25 января, объявили голодовку в знак протеста против всплеска повешений в Иране. Среди казненных совсем недавно был участник протестного движения 2022 года, у которого, по словам активистов, были проблемы с психическим здоровьем.

Однодневную голодовку возглавила заключенная в тюрьму лауреат Нобелевской премии мира 2023 года Наргиз Мохаммади. Ее поддержали десятки сокамерников в тегеранской тюрьме Эвин, и видные активисты, живущие за пределами страны.

Обеспокоенность по поводу применения Тегераном смертной казни усилилась после повешения во вторник 23-летнего Мохаммада Гобадлу, приговоренного к смертной казни за убийство полицейского во время протестов. Такой вердикт ему вынес суд, который, по мнению активистов, был в высшей степени несправедливым.

По данным норвежской неправительственной организации «Права человека Ирана», он был одним из как минимум 54 человек, казненных Ираном в этом году.

Мохаммади, которая на протяжении всей своей карьеры выступала против применения смертной казни в Иране, заявила в аккаунте в Instagram, которым управляет ее семья, что все женщина-«политзаключенные» в тегеранской тюрьме Эвин (а их там 61) в четверг объявят голодовку.

– Заключенные женщины будут сопротивляться, чтобы сохранить имена тех, кто был казнен, и сохранить жизни сотен людей в тюрьмах Исламской Республики, ожидающих казни, — говорится в ее заявлении.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

В социальной сети рэпера Тоомая Салехи, который был повторно арестован в ноябре менее чем через две недели после освобождения под залог после задержания за поддержку протестов, говорится, что он также присоединится к голодовке.

Другие видные деятели Ирана, которые провели время в тюрьме из-за протестов, заявили, что также объявили голодовку, в том числе певец Мехди Яррахи и активист Хоссейн Ронаги.

В аккаунте Мохаммади в Instagram также было опубликовано письмо 37 женщин, ранее находившихся в заключении в Эвине, в том числе британско-иранской Назанин Загари-Рэтклифф, в которых говорилось, что они присоединятся к голодовке в знак солидарности с заключенными женщинами.

– Поскольку мы были на их месте в прошлом и сражались так же, как они, мы осознаем, какую цену может повлечь за собой этот поступок, — говорится в письме. – Мы будем их голосом, чтобы мир услышал их послание и положил конец смертной казни в Иране.

Американский диссидент Масих Алинежад заявила, что она также принимает участие в голодовке:

– Солидарность – это прекрасно, – говорит она, – но если мы не примем меры… скоро будет казнено еще больше людей.

Гобадлу стал девятым человеком, казненным Ираном по делу, связанному с протестами, заявили правозащитные группы, добавив, что он страдал биполярным расстройством и был казнен, несмотря на приказ о повторном судебном разбирательстве.

Безусловно, люди, объявившие голодовку и призывающие таким образом обратить внимание на ужасы, которые творит иранский режим, достойны уважения. Другое дело, какой будет эффект? Как говорит журналист Александр Невзоров, мирный протест – это наивысшая форма покорности. А голодовка… что это, как не мирный протест, который такой людоедские режим, как режим Аятолл, только позабавит…