Вчера, 17 июля, Яир Лапид собрал правительство, чтобы решить вопрос повышения цен на хлеб. Говорили много и долго. На выходе – ноль. И это при том, что стоимость других товаров в стране растет, а доходы нет. Возникает вечный вопрос: когда все это кончится?
Хлеб – всему…
На вчерашнем заседании правительства Лапид озвучил главную цель: остановить тотальный рост цен на хлеб. И вот, что порекомендовали политики. Во-первых, оказать финансовую поддержку государства хлебозаводам и розничной торговле. Урегулировать цены государством. Хотя бы временно. Проработать вариант субсидирования оптовых закупок хлеба.
Предложения хорошие, интересные. И не только эти. Звучали и другие, но… Во-первых, Минфин сразу выступил против всех инициатив. Во-вторых: вряд ли юридический советник утвердит хоть какую-нибудь из этих инициатив с учетом статуса нынешнего Кабмина.
Меж тем цены растут. И это мы еще пожинаем плоды коронавирусного периода, поскольку расчет стоимости хлеба, цена которого контролируется государством, делался из расчета цены на пшеницу, закупленную до мая – в то время, когда она подорожала из-за ковидных ограничений. Война в Украине внесла новые коррективы.
Блокада Украины – блокада мира
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналуСогласно рекомендации правительства, стоимость хлеба, цена на который регулируется государством, должна вырасти с 11% до 36%. Это связано с привязкой регулируемой цены к ценам на сырье, т.е. к мировым ценам на пшеницу.
Украина, которая является одним из крупнейших экспортеров зерна в мире, с начала войны фактически находится в блокаде. И это чувствует весь мир. Индия, еще один производитель пшеницы, уже объявила о прекращении экспорта, чтобы обеспечить стабильные поставки своим гражданам.
Глобальный дефицит приводит к росту цен, что в конечном итоге также бьет по карману израильского потребителя. Государство пытается надавить на пекарни, требуя заморозки цен, но не факт, что это получится.
Впрочем, даже если те приостановят хлебную инфляцию на «подконтрольный» хлеб, то в качестве компенсации пекари взвинтят цены на другие хлебобулочные изделия. В общем, как раньше все равно не будет.
Не хлебом единым
Растут в Израиле цены и на яйца. Тут надо понимать, что яичная промышленность – это полностью плановая отрасль. От производственных квот курятников до конечной цены для потребителя.
В рамках реформы в птицеводстве было принято решение за 10 лет закончить планирование в отрасли и сразу же снизить лимиты на импортные яйца. Компенсацией курятникам за эти меры является повышение цены на яйца, которые не обновлялись два с половиной года, на 6,5%.
Это обновление связано с повышением цен на зерно (корм для птиц) и основано на рекомендации Комитета по ценам годичной давности.
Где яйца – там и молоко
В молочной отрасли тоже принято решение о повышении цен на продукты, находящиеся под государственным контролем. В частности молоко, брынза, желтый сыр и другие продукты подорожают на 4,9%.
Это относительно небольшой рост по сравнению с ожидаемым повышением цен: молокозаводы просили о повышении примерно на 10% еще до того, как война в Украине начала сказываться на ценах на зерно. А ведь это не только хлеб, но и корм для скота. Дороже корм – дороже молоко.
Запросы на дальнейшее повышение цен, вероятно, уже будут одобрены следующим правительством.
Да будет свет… С доплатой
О ценах на электроэнергию говорили все последние недели. Рост стоимости угля во всем мире привел к тому, что Совет по электроэнергии Израиля принял решение о повышении цен на 9,6% с августа.
Это серьезный скачок цены, но все же не такой высокий, если отталкиваться от роста цен на уголь. Вполне вероятно, что в 2023 году за свет придется платить еще дороже.
И как следствие – за все другое.
Отметим, что повышение цен на свет имеет решающее значение для всей экономики: от домохозяйств, которые будут платить больше по ежемесячному счету, до мелких производств, ресторанов и кафе, крупных фабрик и предприятий. Все они должны будут закладывать рост цен на электричество в свою конечную продукцию: будь то услуги или товары.
Вода, кстати, тоже подорожает. Качают-то ее насосы. А это – электричество.
Топливо… Без комментариев
Повышение, которое уже сказывается на карманах всех израильтян — рост цен на топливо. Война в Украине и, в частности, экономические санкции против России порождают энергетический кризис во всем мире, что отражается на росте цен на нефть.
В начале июля цены на заправках выросли более чем на 4% и превысили порог в 8 шекелей. Но есть тут и хорошая новость. Высокая инфляция в мире вызывает глобальные опасения по поводу рецессии, которая снизит спрос на путешествия и туризм. Это ожидание уже может снизить цены на нефть, так что в августе, возможно, топливо и подешевеет.
В общем, если вы думали, что Израиль – одна из самых дорогих стран мира, то-таки не спешите. Нам еще есть, куда стремиться.