Израильтяне устали от роста цен так же, как и от кажущихся бесконечными выборов в Кнессет. В голосовании 1 ноября — пятом менее чем за четыре года — высокая стоимость жизни, усугубляемая рекордной инфляцией, является главным приоритетом для избирателей. Таким исследованием поделилось информационное агентство Reuters.
Обещанного три года ждут?
Опросы избирателей показывают, что стоимость жизни перевешивает даже такие проблемы, как конфликт с палестинцами.
Тем не менее, в турбулентной политической системе именно отношение к поляризующему бывшему премьер-министру Нетаньягу, в конечном счете, влияет на ход голосования. Кроме того, кажущийся вечным цикл выборов означает, что радикальные экономические реформы практически невозможны.
В ходе повторных выборов в стране с 2019 года был принят только один государственный бюджет, что затруднило долгосрочное планирование, необходимое для проведения реформ по сокращению расходов. Это усилило опасения избирателей, что новые выборы мало что решат в плане улучшения ситуации, хотя и Нетаньягу и Лапид обещают перемены.
У последней черты
Репортеры Reuters отправились в Модиин. Город, расположенный между зажиточным Тель-Авивом и Иерусалимом. Там они пообщались с семьей Липманов: Мэтью и Иланой. Они представляют собой тот самый средний класс в Израиле: учителя в возрасте за 40 лет, у них четверо детей и солидная ипотека.
Пара не может сказать, что живет в достатке. Рекордная за 14 лет инфляция все только усугубляет:
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу– Каждый раз, когда я иду в продуктовый магазин, вижу, что цены растут, — сокрушается Илана. – Наши расходы превышают доходы. С каждым месяцем мы видим это все больше и больше.
Супруги имеют самое необходимое для своих детей, крышу над головой и еду на столе.
Тем не менее, они утверждают, что дополнительные услуги, такие как внеклассные занятия или посещение бассейна, становятся непозволительной роскошью.
По словам экономиста Мануэля Трайтенберга, возглавляющего Институт исследований национальной безопасности Тель-Авивского университета, при низком уровне безработицы и устойчивых темпах роста, опережающих большинство стран Запада, экономика Израиля в целом чувствует себя хорошо.
Однако, добавил он, Израиль не смог преобразовать макроэкономический успех в повышение стоимости жизни и ее качества для среднего гражданина Израиля.
Дорого. Очень дорого
Методы определения масштаба стоимости жизни различаются, но экономисты в основном согласны с тем, что основные товары, такие как молочные продукты, яйца, хлеб, масло и мясо, в Израиле стоят дороже, чем должны быть, по сравнению с другими странами Организации экономического сотрудничества и развития. (ОЭСР).
ОЭСР влючает 38 стран-членов из Европы, Северной и Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.
— На среднюю зарплату в Израиле можно купить намного меньше, чем на среднюю зарплату в странах ОЭСР, — говорит экономист Дэн Бен Дэвид из Шорешского института социально-экономических исследований.
Цены в Израиле на 40% выше, чем в еврозоне, и на 17% выше, чем в Соединенных Штатах, согласно исследованию, проведенному в соавторстве с бывшим управляющим Банка Израиля Карнитом Флугом из Израильского института демократии (IDI).
Среди причин — монополии на импорт, волокита и протекционистская политика в отношении местных поставщиков.
Тем не менее, экономические проблемы не смогут выйти из нынешнего тупика. Экономика всегда тесно связана с политикой, а тут у Израиля ступор.
По словам управляющего Банка Израиля Амира Ярона, реформы жизненно важны для поддержания долгосрочного роста, поэтому отсутствие преемственности в правительстве наносит ущерб.
– Это главная трудность, связанная с повторяющимися избирательными циклами, — говорит Ярон.
А воз и ныне там?
Оба политических лагеря, настроенные на карманные боли избирателей, обещают широкомасштабные меры. Так Нетаньягу хвастается своим экономическим авторитетом. Эдакий борец за свободный рынок, который провел реформы два десятилетия назад в качестве главы Минфина, позволившие позволили Израилю пережить мировой финансовый кризис 2008 года.
Но его пять последовательных сроков на посту премьер-министра в 2009–2021 годах привели к тому, что цены на жилье выросли более чем в два раза, и, несмотря на обещания повысить конкуренцию и снизить налоги, его показатели стоимости жизни были неоднозначными.
Лагерь Лапида рассказывает о шагах, предпринятых его правительством за последний год для снижения цен на продовольствие. Речь идет о сельскохозяйственных реформах, сокращении бюрократических проволочек в отношении импорта продовольствия.
Однако обычные избиратели теряют веру. Те же Липманы считают, что их голос вряд ли что-то изменит.
– На самом деле всем на нас плевать, — резюмирует Мэтью…