Последние несколько лет обозреватель Israel Inside Борис Гольдберг вел аналитические колонки на разные темы. В большей степени они касались внутренней политики, социума, экономики, международной повестки. Сейчас повестка одна: победа Израиля в войне с ХАМАС. И победим мы только вместе.

В чате нашего Telegram-канала мы попросили подписчиков задать Борису наиболее животрепещущие вопросы, и он подготовил ответ на каждый. Ждем новых, а пока читаем ответы на те, которые уже заданы.

Чего ждать северу Ираиля? Хайфа, Крайот. К чему готовиться?

Жителям севера, как в принципе и жителям всего Израиля нужно готовиться к худшему сценарию. Это затяжная война на два, а то и более фронтов. Это не означает, что именно так будут развиваться события. Однако есть две замечательные поговорки: «хочешь мира − готовься к войне» и «предупрежден − значит, вооружен».

Трагедия на юге стала возможной не только из-за провала системы безопасности. К столь жуткому развитию ситуации не были готовы и жители юга, привыкшие к периодическим эскалациям, но не ожидавшие сухопутного вторжения с последующей кошмарной резней. Иначе того же рейв-фестиваля под боком у террористов просто бы никто не проводил.

Но это в прошлом. Теперь Израиль находится в состоянии войны. Мы не знаем, что будет дальше, но увидели, как может быть. Не стоит обольщаться, что боевики «Хизбаллы» будут вести себя как-то иначе, чем террористы ХАМАС. Террористы по всей планете ведут себя одинаково. И даже в последние годы у нас было достаточно поводов в этом убедиться не только на примере Израиля.

Готовиться к самому худшему варианту − это не значит впадать в панику, сметать с полок продукты или бежать в центр, а то и вовсе из страны.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

Следует помнить одно простое правило: совмещать мирную жизнь и войну не получится. И здесь в первую очередь следует четко соблюдать инструкции Командования тыла (силы безопасности тоже сделали выводы с начала вторжения). Иметь запасы провизии на три дня, знать четко: где ближайшие бомбоубежища и уметь быстро попасть туда, не игнорировать сигналы тревоги, даже если потом оказывается, что они ложные (наша паранойя нас спасет).

Словом, жить так, как диктует война. Превращаем дома в крепости, помогаем чем можем ЦАХАЛ и гражданским, волонтерим… Победа невозможна только мобилизацией армии. Мобилизацию должна проводить вся страна. И настраиваться, что это надолго. Но других вариантов нет.

Пока, впрочем, для паники нет повода от слова вообще. ЦАХАЛ контролирует ситуацию и на данный момент не идут даже разговоры об эвакуации. Ливану, в свою очередь, дан четкий посыл: в случае эскалации со стороны «Хизбаллы» − ответ будет держать все государство. И у Израиля на это силы есть. Тем более при однозначной поддержке США (помним про морскую ударную группу).

На данный момент, по состоянию на 15 октября, согласно указаниям Командования тыла, например, в Хайфе, установлен «зеленый уровень» активности. То есть полная активность.Это значит, что на трудовую деятельность ограничений нет, образовательную можно проводить там, где можно попасть в стандартное безопасное помещение в установленное время.

Собираться можно группами до 1000 человек. Пляжи − закрыты.

Кстати указания Командования тыла по вашему городу или иному населенному пункту можно проверить, зайдя на сайт Службы тыла.  В строке поиска необходимо вбить на русском языке название вашего месторасположения.

Что будет, если «Хизбалла» и Сирия нападут на Израиль одновременно?

Начнем с того, что это маловероятный вариант развития событий. Сейчас идет война Израиля с ХАМАС. ХАМАС, как известно, в определенной мере является врагом сирийского руководства, так как в свое время не поддержал Асада и, по разным данным, даже воевал против его армии.

Единственное, что могло бы заставить Сирию начать войну против Израиля, как впрочем и «Хизбаллу» − прямое указание Ирана.

Но этого приказа, как видим, не поступило и, возможно, уже не поступит, поскольку одновременная атака с двух, а то и более фронтов эффективна, когда проводится одновременно. Сейчас Израиль мобилизовался. Кроме того, прозвучали однозначные заявления со стороны США: тот, кто вмешается в конфликт − будет стерт с лица земли. И для этого, как я уже говорил, в регион направлены военно-морские силы, которых в совокупности с ЦАХАЛ хватит и на Ливан, и на Сирию и даже на Иран.

Но если все-таки такой сценарий произойдет и Ливан с Сирией решатся на безумие, то, как я уже сказал, церемониться там никто не станет. Это не война с анклавом на чем спекулируют сторонники террористов, а война с другим государством, которое вторглось на территорию Израиля. И тут у нас полностью развязаны руки.

Поэтому Сирия с древней авиацией, танками и на ладан дышащей армией едва достигнет границы с Израилем. А там и до головы Асада недалеко. Кстати, поскольку России пока что его режим выгоден, то и Москва будет удерживать Дамаск от этого шага.

Война против Израиля скорее всего положит конец «Хизбалле», которой придется отвечать уже за разрушенную инфраструктуру самого Ливана, едва оправившегося от предыдущей войны.

Когда будут освобождены заложники? Почему бомбардировка применяется по домам с непроверенной информацией: есть ли там заложники или нет?

К сожалению, на вопрос о заложниках сегодня не могут ответить даже те, кому его нужно адресовать непосредственно.

Перед политическим руководством страны и военным командованием стоит очень тяжелый выбор. Или стирать с лица земли ХАМАС, или работать исключительно по заложникам.

Как бы ни тяжело это звучало, но во втором случае история может затянуться на годы, а ХАМАС будет не только выставлять новые требования, но и наращивать боевой потенциал, что обернется катастрофой для Израиля, с учетом того, что за ситуацией следят враги еврейского государства по периметру. И не ответить террористам в данном случае означает дать слабину. А слабость на Ближнем Востоке не прощается.

Остается надеяться, что у военно-политического руководства страны есть решение по этим вопросам, но по понятным причинам вслух про это не говорится. Нам остается тут только ждать.

Может ли Иордания на нас напасть?

В Иордании действительно сильная поддержка палестинцев, которые, кстати, составляют большой процент населения этой страны. Мирный договор с Израилем от 1994 года считается среди местных крайне непопулярным. Там рассматривают нормализацию отношений с Израилем как продажу прав палестинских братьев.

С начала вторжения ХАМАС в Иордании прошли массовые митинги с требованием от правительства разорвать договор.

Но на данный момент Иордания занимает выжидательную позицию, поскольку нормализация отношений с Израилем по крайней мере до этих событий был стратегическим вектором королевства.

Но есть тут и еще один важный момент. О котором я говорил выше. На данный момент успех любого вмешательства в ситуацию кажется очень отдаленным. С учетом военной мощи Израиля и его однозначной поддержкой США. В случае с Иорданией это будет еще и экономическим ударом.

Пока что у руководства королевства достаточно сил и средств, чтобы удерживать ситуацию внутри страны и не дать перерасти пропалестинским настроениям в нечто большее, чем массовые митинги.

Но чем дольше Израиль будет «решать вопрос» с Газой, тем градус кипения по периметру (не только в Иордани) будет нарастать. И во что это выльется в отдаленном будущем пока сказать трудно.

Какие есть варианты развития событий после введения войск в Газу? Какой план действий Израиля наиболее вероятен после зачистки Газы от ХАМАСа?

Большинство нынешних и бывших высокопоставленных израильских чиновников говорят, что хороших альтернатив у Израиля нет. Разбежка перспектив: от прямой военной повторной оккупации Газы Израилем до полного вывода войск после войны и предоставления палестинцам возможности самим разобраться во всем.

Пока что у руководства страны, судя по всему, нет даже плана на счет того, что делать с мирным населением Газы. А ведь речь идет о двух миллионах человек, которых нужно куда-то физически деть.

Ясно только то, что это проблема, которую Израиль должен решить, невзирая на давление партнеров из-за рубежа. Так, чтобы обезопасить себя в этом направлении раз и навсегда.

Если оставлять Газу в том административном виде, в котором она есть, например, передав ее ПА и дряхлеющему вместе с Абу Мазеном ФАТХ, то рано или поздно (свято место пусто не бывает) там образуется новый ХАМАС.

И в этом плане наиболее безопасный вариант: ликвидация Сектора Газы как анклава в принципе, сделав эту территорию прибрежной полосой Израиля. Но это новая оккупация, давление со стороны мирового сообщества и пороховая бочка в лице тех самых мирных жителей, которые, вероятно, далеко не в восторге от ХАМАС, но и совсем не питают нежности к «еврейским оккупантам».

Вероятно, это вопрос будущего. Сейчас страна объединена стремлением уничтожить ХАМАС. Но окончательная победа будет зафиксирована уже за столом переговоров. Не с террористами, конечно, их будут уничтожать. Но со всеми, как это принято говорить, адекватными заинтересованными сторонами и их представителями.

Какой настрой у армии?

ЦАХАЛ − это народная армия. Поэтому там царят точно такие же настроения, как и у народа государства Израиль. Взять хотя бы стремление резервистов стать в строй. В общем, без паники и с четким пониманием что нужно делать.

Тут вспоминается анекдот: что общего у российской и израильской мобилизации? В обоих случаях аэропорты полны очередями молодых мужчин, стремящихся изо всех сил попасть в Израиль.

Что ожидать после заявления Ирана?

К заявлениям представителей или руководства таких режимов, как иранский, северокорейский, российский и прочие не стоит относиться всерьез. Они делают громкие заявления по десять раз на неделю, чаще всего, сотрясая воздух.

Россия в лице лично Путина уже обещала всем, кто поддержит Украину «исторические последствия», каждый раз чертит новые красные линии, однако ВСУ за полтора года войны получили беспрецедентную помощь и пока ее потоки не иссякают.

Иран постоянно грозит стереть Израиль в порошок, но, как видим, пока не может умело использовать даже свои прокси.

С другой стороны, заявление США подкрепляется упомянутыми мной ударными группами, которые, в том числе намекают на Армагеддон и самому Ирану, у которого нет военного превосходства даже над ЦАХАЛ.

Воспользуются ли Израиль и США возможностью раз и навсегда решить проблему с Ираном?

Пока такой возможности нет. И, как я говорил в предыдущем ответе, Иран именно поэтому не только не вступает в открытое противостояние с Израилем, но и не дает команду «Хизбалле» на прямую атаку Израиля.

Если Иран каким-либо образом атакует Израиль, это доставит нам немало проблем, но у Израиля и США даже в нынешней сложной ситуации есть все ресурсы нанести сокрушительный удар по Ирану. Это может стать триггером, например, на новое восстание внутри страны (как известно, режим аятолл не имеет 100% поддержки у иранцев) и в конечном итоге смену власти.

Таким образом, для решения иранского вопроса, возможно, не понадобится даже сухопутной операции.

Но пока что иранские власти осторожничают. А с учетом ведущейся там активной разработки ядерного оружия − время играет на них.

Когда это все закончится?

Здесь никто не может дать ответ в принципе. По последним данным источников в руководстве ЦАХАЛ, наземная операция в Газе перенесена из-за… плохой погоды. То есть на ход событий влияют даже такие факторы.

Скорее всего, нужно настраиваться на игру в долгую. Даже если активную фазу (уничтожение ХАМАС) Израиль пройдет достаточно быстро, то это будет только первым шагом на пути к возвращению в мирную жизнь.

Следом встанут вопросы восстановления Израиля и той же Газы, решения проблемы с населением анклава, помощь солдатам ЦАХАЛ и пострадавшим от вторжения ХАМАС и много-много чего еще.

Никуда не денется политический кризис, который война только усугубила. И если сейчас общество сплотилось на фоне внешней угрозы, то это, как принято говорить, до первого поворота. Так что пока говорить о конце «вот этого вот всего» не приходится. Скорее всего, пока что все только начинается.