Сегодня утром Верховный суд Израиля начал рассмотрение спорного вопроса о давней практике освобождения ультраортодоксальных мужчин (харедим) от службы в Армии обороны Израиля). Судебное заседание может привести к вынесению окончательного постановления о начале призыва харедим, что может иметь серьезные социальные и политические последствия.

В центре слушания находились два ключевых вопроса. Во-первых, может ли правительство продолжать избегать призыва ультраортодоксальных мужчин в армию. Во-вторых, может ли правительство продолжать финансировать йешивы для студентов призывного возраста, у которых больше нет законного освобождения от службы в ЦАХАЛ. Эти вопросы впервые рассматривались 28 марта. Верховный суд постановил, что правительство должно начать призыв харедим и что оно больше не может предоставлять финансирование для студентов, освобождение которых истекло. Однако это постановление было временным, и главный вопрос, который будет рассматриваться в воскресенье, заключался в том, следует ли сделать это постановление постоянным.

Адвокат Дорон Таубман, представляющий правительство, заявил, что правительство не оспаривает тот факт, что оно юридически обязано призывать харедим и что уклонение от этого является незаконным. Тем не менее, Министерство обороны имеет право решать, когда и как призывать этих мужчин, и суд не должен вмешиваться в этот процесс.

Что касается финансирования, Таубман согласился с тем, что йешивы не должны получать деньги для харедим, которые игнорируют призывные повестки. Однако, по его словам, несмотря на истечение срока действия закона, освобождающего харедим от службы, официально их призыв еще не начинался, по этой причине призывных приказов они не нарушали, и до начала призыва правительство может продолжать их финансирование.

Дело рассматривала расширенная коллегия из девяти судей во главе с исполняющим обязанности председателя Верховного суда Узи Фогельманом. Судьи неоднократно перебивали Таубмана вопросами. По вопросу общего освобождения судьи спрашивали, может ли Министерство обороны бесконечно откладывать призыв. Генеральная прокуратура в четверг написала в суд, что ЦАХАЛ готов призвать 3000 харедим до конца 2024 года, и судьи спрашивали Таубмана, имеет ли министерство законное право не делать этого.

В 1998 году Верховный суд Израиля вынес знаменитое “принцип Рубинштейна”, согласно которому правительство не имело права освобождать целую группу от службы в ЦАХАЛ, поскольку это равносильно дискриминации. С тех пор было предложено несколько законов для регулирования этого вопроса. Последний закон, который позволял харедим откладывать службу ежегодно до получения окончательного освобождения в возрасте 26 лет, истек 1 июля 2023 года. Правительство 25 июня решило дать себе срок до 1 апреля 2024 года для разработки нового закона. С истечением этого срока больше нет законной основы для освобождения харедим.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

Судьи Верховного суда задали вопрос, почему нельзя сразу же призвать 3000 харедим. Они требовали от представителя правительства объяснений, будет ли выполнен хотя бы частичный призыв из числа тех, кто подлежит службе. Исполняющий обязанности председателя Узи Фогельман напомнил, что генеральный прокурор Гали Бахарав-Миара заявила: несмотря на отсутствие законной базы для массовых освобождений, ЦАХАЛ может постепенно призывать харедим, и этот процесс должен начаться.

Адвокат Дорон Таубман, представляя правительство, утверждал, что правительство не может навязывать ЦАХАЛ и Министерству обороны, как призывать харедим.

Фогельман возразил, что эти учреждения обязаны следовать решениям Верховного суда, включая постановление 2017 года, которое признает массовые освобождения от службы в армии незаконными и дискриминационными.

Таубман отметил, что важно учитывать множество факторов, таких как подготовка армии к приему ультраортодоксальных мужчин с их особыми религиозными требованиями, социальные последствия призыва и ограниченные возможности армии по принятию большого числа харедим.

Судья Ноам Сольберг указал, что в 2017 году ЦАХАЛ был готов принять 3000 ультраортодоксальных солдат.

“Сейчас, в условиях войны, армия не может принять 3000 солдат?” — спросил Сольберг.

Судья Яэль Вилнер надавила на Таубмана, спрашивая, поддерживает ли правительство призыв 3000 харедим из 63 000, подлежащих службе, на что он ответил: “Мы не рассматривали вопрос призыва 3000 человек в принципе”.