Помните классику советского кино, «Кин-дза-дза? Там многое есть и про Израиль XXI века, особенно вот это: «Правительство живет на другой планете, родной». Чертовски верно!

Кин-дза-дза

На нашем «шарике» ночью арабы обстреливают полицию и закидывают камнями гражданских.

Протесты арабов

Днем потенциально безработные интерны перекрывают улицы Тель-Авива.

Протест интернов

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

А на планете кабмина – песочница, в которой то размерами меряются, то плюются друг в друга. И, тем не менее, между этими планетами есть прочная и опасная для всех нас связь.

Немного анатомии

Я всегда люблю сравнивать Израиль с постсоветскими странами. Не потому, что мы сильно похожи. На самом деле все в мире в той или иной степени одинаково. Человек в любой точке земного шара, в общем-то, гаденькое и предельно предсказуемое существо. Homo отличаются внешне по половому и расовому признаку, но препарация указывает на единую анатомию, не предполагая в строении, скажем, мозга «менталитет», «душу» и прочую, вбитую за несколько разумных тысячелетий социумом, ахинею.

Евреи вовсе не самые умные и хитрые, украинцы далеко не самые жадные, англичане бывают теми еще психами, большинство японцев не знает ни одного удара каратэ, а американцы, как бы ни хотелось Михаилу Задорнову, вовсе не все тупые. Да и пьяниц среди русских не так много, как говорят они сами. Все это – не более, чем стереотипы.

Та еще наркота

Как носителю русского языка и выходцу из тех краев мне гораздо проще проводить параллели, на основе которых можно делать какие-либо прогнозы. Ведь проблемы есть везде. И они схожи. Только механизм их решения или, наоборот, создания, может быть сложным, или простым. Как, например, автомобили. Есть «Запорожец», а есть «Тесла». И это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Одна из таких проблем называется власть. Помните, что просила у кардинала Миледи в «Трех Мушкетерах»? Титул и деньги. Потому, что это всегда рядом. И чем выше первое, тем больше объемы второго. Уровень ответственности тоже возрастает. Леди Винтер, если что, секли голову.

А жить титулованному счастливчику хочется. И, как говорил Моргунов, еще лучше хорошо жить. Да и сама власть – тот еще наркотик. Почтение публики, встречи на высшем уровне, постоянное пребывание в центре внимания, а если повезет и ограничений в руководстве страной будет, как у лидера Северной Кореи, то самый чистый героин не пойдет с этим ни в какое сравнение.

Соскочить с такой иглы очень трудно. Именно поэтому в цивилизованных странах разработан механизм, который сию «дозу» делает очень слабой, а отход от власти безболезненным с точки зрения, близкой к медицине. Как в США с Трампом.

В случаях с развивающимися или безнадежно отсталыми странами механизм «избавления» от трона слаб. И потому мы видим династию Кимов, Путина или Лукашенко.

Почему «батька»?

Напоминаю, что мне ближе всего сравнения с бывшим СССР. А события, происходящие в последнее время в Израиле, как ни странно, очень напоминают то, что происходит в России и Беларуси. Напомню краткое содержание драмы, ремейк которой, похоже, «снимают» в Израиле на примере Минска.

К 2020 году Лукашенко запорол экономику страны, окружил себя прикорытниками, которые поделили все финансовые потоки между собой и погрузил страну в застой. Населению он надоел. Даже тем, кто не был сильно против него.

А тут – выборы 2020. Новые лица – молодые, умные энергичные кандидаты на фоне которых «батька», как называет Григорьевича пропаганда, выглядел безнадежно отсталым колхозником.

Беларусь – не Израиль. Там все проще. Кандидаты – в тюрьме, несогласные с таким поворотом – там же, предварительно избитые, а в некоторых случаях и убитые силовиками.

Но для легитимизации узурпации, да простит мне читатель такой оксюморон, нужно было как-то объяснить все это насилие и дичь с последующим пропуском экономики через прямую кишку.

Объяснили. Как в любой банановой республике топорно. Всю оппозицию окрестили «наследниками фашизма», а солнцеусого президента нарекли спасителем нации. И отцом, разумеется, тоже.

И вот нюанс. Еще за несколько месяцев до выборов Лукашенко грозил, что лично, как Рахмон, президент Таджикистана, пойдет в бой с оппозицией с пулеметом наперевес. Потом по белорусскому ТВ показывали кадры, как спецназ отрабатывает помповые ружья на потенциальных демонстрантах.

И вот после выборов, когда на протесты вышло немного человек, омон и другие силовики продемонстрировали невероятный уровень террора. С убийствами и изнасилованиями задержанных в СИЗО. А потом их милицию как ветром сдуло. Зато на улицы страны вышли воодушевленные протестующие. Многотысячные толпы, скандировавшие о своей победе. Ну прям, как сегодняшние арабы на храмовой горе после отхода полиции.

Права на прокат этой картины очень скоро выкупила Россия, хотя есть мнение, что она и была спонсором проекта. Аналоги с Навальным и разгромом путинской оппозиции подробно проводить не будем. И так все понятно.

А что Израиль?

Нетаньягу, имеющий, кстати, белорусские корни, не может взять Кнессет спецназом, хотя, вероятно очень этого хотелось бы. Просто потому, что Израиль – не Беларусь. Также, как «Мерседес» – не «Жигули». Но стремление удержать власть посиневшими пальцами остается. И проблема решается по той же логике.

Нужен общий враг, которого, если судьба не подарит, нужно вырастить самому. Помните, слова Николая II в разгар кризиса? «Нам нужна маленькая победоносная война». И развязал Русско-японскую, в которой Российская империя проиграла и сделала шаг навстречу своему краху. Но кого учит история?

Год назад Израилю был подарен общий враг. Как и другим странам мира – коронавирус. Не справились. Как ни пытался Нетаньягу обратить свои поражения в победы, а рейтинг падал. В итоге имеем, что есть: хромую утку, которая задействует все мыслимые и немыслимые механизмы, чтобы выправить лапку и снова прочно сесть в высшее командное кресло.

И поэтому прямо на коленях мы лепим нового врага. Как Лукашенко из своих протестующих – «фашистов». Тем более, что нам и велосипед придумывать не надо. Есть арабы.

Арабский конфликт

Нужно только сделать пару правильных движений в их сторону и получить в ответ булыжники в Иерусалиме пару реактивных консервных банок из Газы. А дальше из искры пламя можно раздуть на раз-два. Что, собственно, происходит и в данный момент.

И, ведь, беда в том, что такое положение дел устраивает не только одного человека или его партию. Довольна и оппозиция, которая может обвинять его в «разжигании, нагнетании и бездействии», ручаясь, что, придя к власти, «все утрясет и не допустит». Хорошо центристам и даже Аббасу, который вот уже по данным на восемь вечера, прервал переговоры с Лапидом и Беннетом. А что? Есть же повод поторговаться.

Конечно то, о чем я говорю – игра на грани фола. История знает немало случаев, когда подобные «финты» оканчивались крахом не то, что политической карьеры зарвавшегося властолюбца, а гибелью страны или, как минимум, многими бедами и несчастиями для ее народа. Собственно, судьба гитлеровской Германии как раз про это… Как там говорят нынешние победобесы в России: можем повторить?

Борис Гольдберг