В стране заканчивается срок выплаты пособий тем, кто из-за коронакризиса оказался в неоплачиваемых отпусках. С июля эти деньги перестанут получать лица до 45 лет. Впрочем, исключения предусматриваются. Новый глава Минфина намерен и дальше поддерживать работников туристической и авиаперевозочной отраслей. На них «опробуют» немецкую модель государственной помощи предприятиям, попавшим в кризисную ситуацию.

ХАЛАТ будет снят

Час «Х» наступит 1 июля. С этой даты пособия по безработице тем, кто находится в вынужденном неоплачиваемом отпуске платить перестанут. Приведем немного цифр. По данным ЦСБ, в мае в отраслях, где работники были отправлены в ХАЛАТ, насчитывалось 13 тысяч вакантных мест.

Уже тогда в «Битуах леуми» и службах занятости били тревогу: очень много работников не собирались возвращаться «к станку», получая выплаты по безработице. Теперь все. Хочешь не хочешь – придется возвращаться на работу. Если, конечно, твое предприятие до сих пор не терпит убытки от прошедшей пандемии. А таких отраслей две: туризм и авиаперевозки.

Что за «Kurzarbeit»?

Тех, кто все еще страдает от коронакризиса, государство намерено поддержать по «немецкой модели». Она называется «Kurzarbeit». Ее суть в том, что государство возьмет на себя выплату зарплат в то время, когда частное предприятие не способно заработать само. В этом случае, с одной стороны, предприятие сохраняет квалицированные кадры и не увольняет массово сотрудников.

С другой – работники этих организаций сохраняют прежний уровень дохода. А государство только выигрывает, ведь если эти люди пойдут на биржу труда, то им нужно будет платить пособия по безработице, что выйдет бюджету еще дороже. Это же касаемо и низкооплачиваемых специалистов, ведь ХАЛАТ выходил дороже, чем «немецкая модель» компенсации, поскольку главная ее «фишка» в том, что государство оплатит только половину зарплаты. А пособие, заметим, выше и полностью лежит на госказне.

Как это выглядит на практике?

Модель очень проста. Пока работа есть – зарплату платит работодатель. В случае кризиса, когда заказы, например у завода, заканчиваются или останавливается бизнес, как в случае с туризмом, государство выплачивает 60% зарплат от прежнего заработка, а если у работника есть ребенок – 67%.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

Стоит отметить, что такая форма помощи в ФРГ уже прекрасно себя зарекомендовала еще в кризис 2008-2009 годов. На сей день ходатайства на помощь в таком режиме написали 751 тысяча предприятий. Это почти треть всех фирм, которые зарегистрированы в Германии и платят взносы в фонд соцстрахования. В программе «Kurzarbeit» участвует практически каждый третий наемный работник этой страны.

Таким образом, израильский ХАЛАТ в сравнении с немецким вариантом выглядит дорогостоящим и не самым эффективным, ибо никаким образом не поощряет возврат на рабочие места.