Сотни беженцев из Украины, которые получили приют в Израиле, теперь могут оказаться на улице. По крайней мере такая угроза нависла над ними после того, как у Минсоцобеспечения закончился договор с оператором, принимавшим пострадавших от российского вторжения. Что с ними будет теперь?
Драматичные истории
– Муж у меня участник АТО, даже больше, наверное, муж настоял, чтобы мы выезжали срочно. – Так начинает свой рассказ N12 Анжела, беженка из Украины, поселившаяся в Ашдоде. – У мужа сестра родная, которая долгое время живет в Израиле.
Анжела бежала от войны в марте. У нее на руках двое сыновей 6 и 7 лет. Старший – с особыми потребностями.
– И вот мы здесь уже 9 месяцев. Сложновато с особенными детьми. Постоянная тревога. Не знаешь, где жить, за что. И ехать невозможно. У нас Николаев как бомбили, так и бомбят ужасно.
Сначала они проживали у сестры мужа. Но та квартира была маленькая и семья обратилась за помощью в Минсоцобеспечения. Потом они получили государственное жилье в Ашдоде. С Анжелой живут другие семьи из Украины.
Ее соседка, Галина Ярмонова, выражает благодарность Израилю и всем, кто помогает: от официальных лиц до волонтеров и обычных израильтян.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналуОна вместе с мужем Игорем бежали из Мариуполя. Игорь передвигается в инвалидной коляске и нуждается в дополнительной помощи. Вопрос о том, что они могут лишиться жилья, повергает Галину в шок:
– Куда нам? Взять Игоря, коляску, на себя рюкзаки и идти на берег моря в палатку?
Как так получилось?
Среди сотен беженцев, получивших крышу над головой от еврейского государства немало тех, кто нуждается в дополнительной опеке: инвалиды, немощные старики, дети, вдовы и просто те, у кого нет в Израиле никакой поддержки.
Всего с начала войны из Украины в Израиль приехали 45 тысяч украинцев, большинство из которых уже покинуло еврейское государство. На сей день здесь живет около 17 тысяч жителей страны, подвергшейся агрессии. В основном они разместились у родни или друзей. А нескольким сотням из наиболее уязвимых категорий, о чем говорилось выше, центр «Цав Шаа» выделил субсидированное жилье.
И вот на днях этот центр уведомил украинские семьи, что после 22 декабря им надо покинуть жилье. В Минсоцобеспечении заявили, что с одним из операторов, который принимал украинцев, закончился контракт. Также там напомнили, что проживание изначально оговаривалось тремя месяцами, а потом продлевалось до иного решения проблемы.
Никаких альтернатив?
В Минсоцобеспечении уверяют, что арендаторам, которые не могут оплачивать проживание по состоянию здоровья или другим причинам, предложили альтернативные варианты – кров в отелях. Контракты будут заключены с министерством.
Проблема в том, что украинские беженцы официально таковыми в Израиле не признаются, а это значит, что им нельзя открывать счета в банках или искать легальную работу. Таким образом, многие из них не смогут оплачивать жилье и в дальнейшем.
А это значит, что даже если сейчас на какое-то время вопрос с обеспечением их жильем уляжется, то он снова встанет в самое ближайшее время. Не будет же в самом деле государство оплачивать им кров пока идет война, которая, возможно, растянется не на один год?
Вопрос можно было бы решить раз и навсегда, признав украинцев беженцами, с правом легализации и трудоустройства. Тогда отпадет необходимость финансировать их проживание за счет государства. Но пойдет ли на этот шаг правительство? Вопрос пока риторический.