Сегодня, 24 февраля, мир отмечает годовщину российского вторжения в Украину, в результате которого за последний год в Израиль прибыли около 28 000 беженцев. Из 14 000, оставшихся в еврейском государстве, почти 5 000 остановились в Хайфе. И оказались в большинстве своем на грани выживания, сталкиваясь с бесконечной бюрократией, сложностью оформления разрешений на работу, затратами на аренду квартир, оплату лечения и многое другое.

Очереди возле травмпункта на улице Независимости Фото: Нахум Сигал / Mynet

Рука помощи

Полутора тысячам беженцев помогает около сотни волонтеров из центра экстренной помощи, открытом на улице Независимости. Туда ежедневно прибывает от 60 до 70 украинцев, которым нужна помощь в получении основных продуктов питания, одежды, подгузников и лекарств.

Ольга Карташова, координатор волонтеров говорит изданию Mynet:

Ольга Карташова. Фото: Mynet

– 90 процентов из них приехали в Хайфу, потому что у них есть семья или друзья в городе. Половина семей считаются новыми иммигрантами, другая половина не соответствует этому определению. Мы также обнаружили, что 80 процентов беженцев – женщины. 60 процентов — женщины с детьми. Четверть — пожилые люди, которые не могут работать.

Сплошные ограничения

Государство Израиль проводит четкое различие между беженцами и новыми иммигрантами. Репатрианты получают абсорбционную корзину, месячный бюджет, рабочую визу, курсы по изучению язык. В то время как беженцы не получают ни рабочих виз, ни финансирования, ни медицинской страховки.

Они считают, что Израиль хотел бы их скорейшего возвращения в Украину.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

Первая трудность, с которой сталкиваются беженцы — это, несомненно, израильская бюрократия. Выдача резидентских виз, сертификатов резидента, разрешений на работу очень сложна. Половина беженцев не может считаться иммигрантами, поэтому у них есть туристическая виза, которую необходимо продлевать каждый месяц.

Продление – это хлопотное дело, ведь работодатель не знает, сможет ли этот беженец остаться в стране и стоит ли его нанимать.

– Разрешения сбивают с толку и работодателей, и беженцев. Наниматели не хотят вмешиваться, — говорит Ольга.

Большинство из них хотят работать, но не получают разрешения на работу, так как неясны условия приема. Так почему-то беженец, прибывший после октября 2022 года, не получает рабочую визу.

Кроме того, существует ограничение, препятствующее работе в центре страны, а рабочая виза беженцам выдается только через 3 месяца после прибытия в Израиль.

Без медицинской страховки

Наиболее тревожной проблемой является медицинская страховка. 80% беженцев ее не имеют. А ведь среди них много пожилых, инвалидов, больных хроническими заболеваниями, больные онкологией и люди, которым требуется диализ и транспортировка для получения помощи два раза в неделю.

И тут тоже много препятствий. Беженцам разрешили получать медстраховку первые два месяца, потом еще месяц в «Маккаби», а после получение медстраховки отменили.

До октября 2022 года в Нагарии действовала клиника для беженцев, которая оказывала помощь в случае падения или травмы, и туда приходилось ездить семьям из Хайфы. В том же месяце впервые открылась клиника в Кирьят-Бялике. Но в других клиниках беженцы, которых определяют как туристов, получить помощь не могут.

Онкологическим больным и тем, кто нуждается в комплексном лечении, КТ, МРТ и т.д., будет сложно получить это в израильских лечебницах.

Ассоциации «Новый дух» и «Ахават» также помогают беженцам в Хайфе, занимаясь волонтерством, насколько это возможно, но, как уже упоминалось, им будет трудно обеспечить лечение хронических больных.

– Мы обращались в муниципалитет Хайфы, – говорит Ольга Карташова, – но в большинстве случаев они отвечали, что это не в их юрисдикции, и помочь они не могут.

А деньги кончаются

Попробуйте описать 1500 семей, которые в один день должны были оставить все, что у них было в Украине и приехать в Израиль на неопределенный срок. У некоторых из них были сбережения, а у многих их и вовсе не было. Но Израиль – страна дорогая. За квартиру, еду и одежду надо платить. И это, не говоря о других платежах.

У беженцев нет денег на самое необходимое, и они полагаются на центр экстренной помощи. Фото: Нахум Сигал / Mynet

– Как уже упоминалось, большинство семей приехали к родственникам и друзьям, которые пригласили их пожить у них дома, – говорит собеседник. – Но время идет. Вечно на шее у знакомых и родственников не просидишь. А Хайфа очень дорогая для украинцев. Они не могут работать и зарабатывать. Причем те, у кого есть деньги, не могут открыть счет в банке, потому что они опять-таки определены как туристы. В итоге они не могут обналичивать чеки и платить за аренду. А арендодатели пользуются этим и боясь риска, просят оплату вперед, причем завышая ее.

Уязвимые женщины

Среди семей, испытывающих трудности в выживании, в центре экстренной помощи особое внимание уделяется женщинам с детьми, которых, как уже говорилось, 60%. Женщина с маленькими детьми не может выйти на работу. Некоторые вынуждены жить в аварийном жилье.

Возникает еще одна проблема, которая заключается в намерении криминальных элементов воспользоваться уязвимым положением украинских женщин.

Адвокат Орли Левинсон из организации для беженцев «Ассаф» говорит:

– Трудности с получением разрешения на работу и видом на жительство толкают беженцев на нелегальную работу. Отсюда опасность эксплуатации большего числа женщин. Речь идет о торговле людьми, вовлечении их в занятия проституцией. Мы видим сообщения от подозрительных работодателей, желающих нанять женщин. Матери откладывают еду, чтобы накормить своих детей – отчаяние не приводит к хорошему.

В очереди за едой

На этой неделе, в полдень вторника перед центром экстренной помощи на улице Ха-Ацамат, 62 выстроилась длинная очередь беженцев, которые стояли за макаронами, рисом, маслом, хлебом, обогревателем и пеленками для младенцев.

Беженцы в очереди за едой. Фото: Mynet

Государство в них не заинтересовано, посольство Украины ничего не может сделать, мэрия говорит, что не имеет к ним никакого отношения. В итоге пожилые и женщины остались с бедой практически один на один. Выживают благодаря волонтерам.

Чем помочь?

7 марта по адресу ул. А-Намаль, 67 пройдет мероприятие для беженцев из Украины. Центр экстренной помощи надеется на сбор средств и пожертвований для беженцев.

– Мы будем рады электроприборам, обогревателям, одежде и играм, – говорит Ольга. – Мы также будем рады продуктам питания, средствам гигиены и финансовым пожертвованиям.

Ссылку на пожертвования в центр экстренной помощи можно найти здесь .

Продукты, необходимые для центра экстренной помощи, можно найти здесь .

Группу волонтеров на Facebook можно найти здесь .

Электронный адрес центра экстренной помощи: [email protected]