Законодательный «блиц», который продвигает коалиция Нетаньягу угрожает демократии Израиля. Об этом сегодня, 15 декабря, на юридической конференции Хайфского университета заявила юрсоветник уходящего Кабмина Гали Бахарав-Миара.

«Демократия на словах»

В своем обращении, Бахарав-Миара осудила новое правое правительство за попытку снять все ограничения на осуществление власти. Это будет «демократия на словах», сказала юрист:

– Даже в стране, где правительство избирается демократическим путем, правления большинства недостаточно, чтобы гарантировать свободу и равенство для всех. Правление большинства без систем, уравновешивающих власть большинства, по-сути не является демократией.

По ее мнению, законодательство, внедряемое новым правительством, равносильно «существенным изменениям в управлении», которые требуют рассмотрения и обсуждения, а не «блица». Бахарав-Миара выразила особую обеспокоенность по поводу требований нового, еще не назначенного кабмина фактически лишить Верховный суд возможности отменять законы и отменять решения правительства, которые нарушают основные права, изложенные в квазиконституционных Основных законах Израиля.

Еще одно предложение предполагает превращение министерских юридических советников в политических, а не профессиональных назначенцев. Такое законодательство еще не было представлено в Кнессет и, вероятно, не будет рассматриваться до тех пор, пока не будет сформировано правительство. Но угроза тому есть.

Реакция ультраправых

На речь Бахарав-Миара гневно отреагировал Итамар Бен-Гвир, который обвинил юридического советника правительства в паникерстве и выступил в защиту своего закона. Напомним, Бен-Гвир добивается предоставить большие полномочия министру, ответственному за полицию. То есть самому себе, ибо он и станет преемником Бар-Лева.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

– Каждый закон, с которым она не согласна, становится угрозой для демократии, — продолжил он, добавив, что его инициатива необходима, чтобы позволить ему «восстановить личную безопасность граждан Государства Израиль».

Другие депутаты также высказались против Бахарава-Миары, в том числе депутат Кнессета от Ликуда Моше Саада, который назвал ее «юридическим советником по должности, но не по сути», в то время как член Кнессета от религиозного сионизма Симха Ротман обвинила юриста в лицемерии за то, что та не применяет такие же стандарты к законам, выдвигавшимся уходящей коалицией.

Реакция левых

Выступление Бен Гвира, в свою очередь, осудил Яир Лапид, назвавший депутата «головорезом», а его комментарии — оскорблением» государственных ценностей. Также Лапид призвал Нетаньягу «приструнить» Бен-Гвира:

– Презрение к судебным разбирательствам, всплеск принятия законопроектов еще до того, как правительство сформировано, и нападки на должностных лиц, которые не могут ответить, являются оскорблением государственных ценностей — заявил уходящий премьер.

Смотрите также: Конец эры Нетаньяху?

Министр юстиции Гидеон Саар также осудил то, что, по его словам, было дикими атаками на юридического советника правительства со стороны членов формирующейся коалиции. Это, по его мнению, стало частью систематических попыток сдержать судебную власть и всю государственную юридическую службу посредством постоянных нападок и запугивания.

Грустная символика

Израильский журналист Марк Новиков в своем тг-канале весьма остро прокомментировал ситуацию с новыми законопроектами, проводимыми в жизнь блоком Нетаньягу:

– Первым законом еще не сформированного правительства станет «закон Дери», который должен разрешить трижды осужденному преступнику занимать принципиальные министерские посты в правительстве (да – да, их сразу несколько). Есть в этом что-то очень символичное.

Кроме очевидного абсурда, сам факт принятия этого закона обернется невероятными последствиями для общества с точки зрения доверия к власти, а так же отношения людей к коррупции, мошенничеству, обману общественного доверия. Ведь если все это сходит с рук министру, то значит, будет позволено всем. Фактически закон не просто декриминализирует все это на самом высоком политическом уровне, закон поощряет подобное поведение.