В Сирии произошли по настоящему драматические события, которые могут определить будущее региона: мятежники захватили значительные территории, включая Алеппо — второй по величине город страны. Ситуация вызывает растущее беспокойство и в Израиле. Мятежники воспользовались ослаблением режима Башара Асада и его союзников, добившись значительных успехов по захвату территорий.
Следует отметить, что атакующие силы возглавляет группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» (HTS), ранее известная как Джабхат ан-Нусра. Эта организация, которая является бывшей ячейкой «Аль-Каиды», за короткое время захватила ключевые стратегические объекты в Алеппо, включая два аэропорта и даже президентский дворец Башара Асада.
По словам доктора Кармиты Валленси, старшего исследователя из Института национальных стратегических исследований (INSS) для израильского издания Mako, эти события можно сравнить с началом гражданской войны в 2011 году. Однако текущая ситуация отличается по составу участников конфликта и их целям. Сегодняшние мятежники представлены группами с радикальными джихадистскими взглядами, хотя среди них есть и умеренные элементы. Эта двойственность вызывает смешанные чувства у Израиля: ослабление влияния Ирана и его союзников выгодно для безопасности страны, однако усиление радикалов, таких как HTS, представляет новую, еще большую угрозу.
На недавнем заседании, проведённом под руководством премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньягу, обсуждались меры по предотвращению утраты стратегически важных ресурсов, которые могут попасть в руки экстремистов. Основные опасения связаны с возможной утечкой неконвенционального оружия, включая остатки химического вооружения, которые могут находиться в сирийских арсеналах. В этой связи Валленси подчеркнула, что Израиль будет действовать точечно, например, нанося удары по военной инфраструктуре, если возникнет реальная угроза.
Доктор Кармит Валленси отметила, что, несмотря на совпадение интересов Израиля и мятежников в противодействии «оси сопротивления», поддержка последних со стороны Израиля вряд ли возможна. «Я не думаю, что Израилю стоит принимать решение об их поддержке», — заявила Валленси, добавив: «Следует помнить, что большинство из них идентифицируются с джихадистской идеологией, пусть и локальной, но джихадистской».
Другой важный аспект конфликта — роль Турции, которая, по утверждению сирийских курдов, координирует действия мятежников. Курдские формирования из «Сирийской демократической армии» заявили, что «наступление мятежников координируется оккупационным турецким государством с конечной целью захвата всей территории Сирии». Наряду с радикальной группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам» в боях участвуют и протурецкие силы, которые не связаны с джихадистской идеологией.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналуМежду тем, Россия, традиционно выступающая в поддержку режима Асада, на текущий момент ограничилась лишь воздушными ударами по позициям мятежников. Участие российских сил остаётся фрагментарным, что также указывает на ослабление их позиций в регионе.
Особое беспокойство вызывает стратегическая важность города Алеппо. После восьмилетнего контроля со стороны режима Асада потеря города может стать серьёзным ударом по моральному духу его сторонников и подорвать остатки влияния Ирана в Сирии. Тем не менее, по мнению Валленси, даже на фоне этих событий не стоит исключать возможность возврата значительных иранских сил в Сирию, если режим Асада не сможет стабилизировать обстановку.
С точки зрения Израиля, такие изменения в балансе сил открывают новые возможности для расширения его влияния на севере. Одновременно на фоне ослабления Асада израильским службам предстоит усилить наблюдение за ситуацией, чтобы избежать риска, связанного с усилением радикальных группировок у своих границ.
В ближайшие недели ключевым вопросом станет, смогут ли мятежники не только удержать, но и развить свои успехи. По мнению Валленси, такой сценарий окажется благоприятным только в том случае, если умеренные силы смогут консолидировать свои позиции и вытеснить радикалов. В противном случае регион столкнётся с ещё большим ростом нестабильности и угроз для Израиля.