Сегодня, 1 мая, на встрече глав коалиции, премьер-министр Биньямин Нетаньягу заявил ультраортодоксальным политикам, что в настоящее время не видит возможности продвигать закон, предоставляющий харедим полное освобождение от службы в ЦАХАЛ.
– У меня нет желания вступать в новые публичные конфликты на данном этапе, – коротко резюмировал премьер.
Напомним, наброски законодательной инициативы освобождения ультраортодоксов от службы должны были быть представлены до конца мая этого года. А основным противником отсрочки принятия этого закона является фракция «Агудат Исраэль» во главе с министром Ицхаком Голдкнопфом, который заявил, что фракция ожидает окончательного решения Совета старейшин Торы в ближайшие выходные.
По оценкам коалиции, если «Агудат Исраэль» примет позицию Нетаньягу, то «Еврейство Торы» и ШАС однозначно поддержат своих коллег. Такие инсайды из коалиции поступали уже в конце апреля. Но все может пойти по другому сценарию.
Стоит отметить, что на данный момент закон о призыве у ультраортодоксов более приоритетен, чем бюджет, который необходимо принять главе правительства. В противном случае – новые выборы.
И вот на этом фоне ортодоксальные партии уже напомнили Нетаньягу о коалиционных соглашениях и требуют параллельно с бюджетом принять закон о призыве. Впрочем, в БАГАЦ на сей счет безусловно будет подана апелляция. А Верховный суд никогда не даст приравнять изучение Торы к военной службе.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналуСледовательно, тут снова встанет вопрос о юридической реформе, позволяющей преодолеть вето БАГАЦ. Да и многие в Израиле с этим не согласятся. Следовательно, на улицу выйдет еще больше людей. Так что в любом случае – хочет этого Нетаньягу, или нет, он уже вступил в конфликт. Как минимум с самыми правыми, которые сейчас в коалиции выступают «хвостом, который вертит собакой».
Что интересно, по поводу этого, довольно спорного законопроекта нет единства и внутри «Ликуда». Например, депутат Тали Готлиб прямо заявила, что этой реформы быть не может. На вопрос Мири Регев почему – та ответила, что реформа «мертва». И дала понять, что не будет голосовать за закон о воинской повинности в его нынешнем виде.
Со своей стороны, лидер оппозиции Яир Лапид представил на заседании своей фракции «Закон о национальной воинской повинности», который как раз будет способствовать призыву на военную службу ультраортодоксов:
– Инициатива основана на законе, который я принял в 2014 году вместе с Биньямином Нетаньягу большинством в 67 голосов против 1. Это доказывает, что можно достичь широких договоренностей и по вопросу призыва, — пояснил Лапид. — Это закон, который уже зарекомендовал себя. Благодаря ему значительно увеличился набор в ЦАХАЛ харедим. И, замечу, десятки тысяч ультраортодоксов вышли на рынок труда. Единственная существенная поправка, которую мы внесли по сравнению с первоначальным законом, заключается в том, что мы снизили возраст освобождения до 22 лет, в соответствии с предложением Армии обороны.
Лапид добавил, что основной принцип призыва по его проекту остается прежним: зачисляются все. Или в армию, или на госслужбу.
– Будет фиксированное количество отличников, которые получат освобождение, но кроме них все станут в строй. Армия будет иметь приоритет перед годными к военной службе, остальные пойдут на гражданку.
Таким образом, если ультраортодоксальные коллеги поддержат Нетаньягу, то БАГАЦ, скорее всего даст правительству отсрочку на принятие «Закона о службе» до осенней сессии. А за это время премьеру надо будет «разрулить» вопрос бюджета и судебной реформы. Иначе в октябре данная законодательная инициатива снова станет ему костью в горле.