Сенсации не случилось. В полдень президент Ривлин возложил на Биньямина Нетаньягу право формирования следующего состава кабмина. Во вступительной речи президент все же обмолвился о моральной и этической стороне вопроса. С учетом судебных процессов с участием действующего премьера. Однако, подчеркнул президент, законодательству это не претит.
Не дело это президента
Сделав выбор в пользу Нетаньягу, глава государства держал речь.
Во главе угла стояли юридические обвинения, которые по сей день предъявляют Биньямину Нетаньягу. Президент Ривлин сообщил, что в курсе настроений народа:
– Многие думают, что я не имею права возложить обязанности по формированию правительства на того, против которого есть обвинения. Однако, есть закон и решение Верховного Суда. Руководитель кабмина может исполнять свои обязательства даже если против него есть обвинения. Это закон и решение БАГАЦ по соответствующим искам.
Президент констатировал, что ситуация не однозначна и спорна, имеет широкий общественный резонанс. Однако, его должность, продолжал Ривлин, обязывает отстраниться от подобных прений. Функции и полномочия, которыми он наделен, этого не касаются. И рисковать доверием народа Израиля к институту президентства не хочется:
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу– Президент не заменит Кнессет с депутатами и суд. А дать оценку кандидату, в отношении которого предъявлены обвинения, достоин ли он формировать или возглавлять правительство может только Кнессет.
Тяжелый выбор
Вместе с тем, Ривлин отметил, что возложить функции по формированию кабмина на Нетаньягу, для него стало нелегким решением с моральной точки зрения. Но он руководствовался тем, что ни один из кандидатов не набрал 61 голос, а большинство парламентариев рекомендовало именно действующего премьера.
Первым же комментарием фронтмен оппозиции, Яир Лапид, резко высказался в адрес самой идеи.
С его точки зрения, президент свой долг выполнил и другого выбора у него не было. Но сам факт вручения мандата Нетаньягу – позор, бросающий тень на страну и ее правовой статус.
А вот глава Минтранса, Мири Регев, уже успела отметиться противоположным заявлением, заявив, что приветствует решение президента, назвав его правильным и демократическим.
Ключ на старт?
Итак, у Нетаньягу есть 28 основных дней на создание нового кабмина и 14 дополнительных. Если ничего не получится – ход переходит к другому кандидату. В случае, когда и тот ничего не сделает, то решать, кто станет новым премьером, будет Кнессет.