Худой мир – лучше доброй войны. Решили в правительстве Израиля и разрешили с понедельника переправку топлива в Сектор Газа. Пропуск пока проходит через Керем Шалом, но посыл очевиден: если будет сохраняться спокойствие, откроются и другие переходы. Впрочем, ХАМАС успокаиваться не собирается.

Ранение при перегрузке

Напомним, пограничные переходы были закрыты в мае после того, как израильский солдат был легко ранен в результате минометного обстрела. Что примечательно, пулю он «поймал», помогая перебрасывать грузы с гуманитарной помощью в сектор Газа через контрольно-пропускной пункт Эрез.

На прошлой неделе Израиль ослабил ряд ограничений и разрешил ввоз некоторых товаров в Газу.

Сотрудник службы безопасности ХАМАС проверяет грузовик, въезжающий в Газу, у ворот грузового перехода Керем Шалом с Израилем в Рафахе, на юге сектора Газа, 21 июня 2021 г. Фото Адель Хана / AP

Поставки топлива произошли на следующий день после того, как военный агент связи Израиля с палестинцами, известный под аббревиатурой COGAT, заявил, что продолжение поставок топлива, финансируемого Катаром, будет «обусловлено сохранением стабильности безопасности».

Тихо не будет?

И вот 17 грузовиков с бензином, финансируемым Катаром, сегодня отправились в сектор Газа для заправки единственной электростанции анклава – впервые после майских боев.

Палестинские источники сообщили ливанской газете «Аль-Акбар», что Египет послал сообщение правителям ХАМАС в секторе Газа, мол, если в этом районе все будет спокойно, Израиль полностью откроет пограничные переходы в анклав. Однако источники сообщили, что ХАМАС ответил Каиру о намерении продолжать оказывать давление на Израиль, не пояснив, правда, как именно и ради чего.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

Интересы Катара

С 2018 года Катар «закачивает» деньги в Газу для финансирования топливных субсидий, зарплат чиновников ХАМАС и выплат для бедных семей. В начале 2021 года Катар объявил, что надеется предоставить семьям из Газы денежную помощь в размере 360 миллионов долларов.

Но 11-дневный военный конфликт в прошлом месяце между Израилем и террористическими группировками в Секторе изменил положение. С тех пор наша страна не соглашался предоставлять катарские субсидии анклаву. Топливо – первая субсидия, попавшая в Газу после майских событий.

Позиция Израиля

Израиль обусловил полное возвращение к предыдущему статусу-кво – в том числе разрешение ввоза катарской наличности в сектор. Это прогресс в сделке по обмену пленными между Иерусалимом и ХАМАС. Хамас, напомним, держит двух израильских граждан и тела двух израильских солдат. Его руководство надеется обменять их на свободу сотен палестинских заключенных, которые находятся в израильских тюрьмах.

А что ХАМАС?

Террористическая группировка, со своей стороны, потребовала снятия ограничений без всяких условий по обмену пленными. Таким образом, все, что враждующие стороны имеют на данный момент – это зыбкое перемирие.

Ливанская телекомпания Аль-Маядин, поддерживающая ХАМАС, сообщила вчера, что Израиль и ХАМАС достигли первоначальной договоренности о привлечении катарских денег, несмотря на отсутствие очевидного прогресса в вопросе обмена пленными. Впрочем, представитель службы безопасности Израиля опроверг это сообщение.