В Нью-Йорке закончилась встреча Нетаньягу с Байденом. Во вступительном слове президент США анонсировал тематику: от демократических ценностей до Ирана, мира с Саудовской Аравией, палестинского вопроса и мира на Ближнем востоке в целом. Но кое-что важное в повестку не включали.

Байден − Нетаньягу

Американский президент отметил давние рабочие отношения с Нетаньягу, напомнил свою фразу, что если бы не было Израиля, то его надо было бы изобрести:

− Это включает в себя построение более стабильного и процветающего Ближнего Востока — что со временем начинает происходить, и посредством исторических инициатив, начатых при предыдущих администрациях, включая совсем недавний проект экономического коридора между Индией, Ближним Востоком и Европой, который, я думаю, имеет огромные перспективы после Встречи G20 в Индии, − отметил Байден.

Также в очередной раз прозвучала аксиома о недопустимости получения Ираном атомной бомбы. Кроме того Байден вновь напомнил о «большом деле» − мирном соглашении Израиля с Саудовской Аравией.

Он заявил, что страдает «ирландским оптимизмом», и добавил, что, если бы десять лет назад вот в таком же формате прозвучала тема нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, то…

− Мы бы спросили друг друга: «что вы выпили»?

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу

− Ирландский виски, — вставил ремарку Нетаньягу.

− Хороший ирландский виски. Вот, что я не пил, − ответил Байден, добавив, что сегодня он с Биби (именно так обратился к премьеру) может кое-что уладить.

Нетаньягу − Байдену

Премьер-министр также обратился к обозначенным Байденом вопросам, напомнив о большой дружбе с Байденом, которая длится более 40 лет:

− Я думаю, что под вашим руководством, г-н Президент, мы сможем установить исторический мир между Израилем и Саудовской Аравией, и я думаю, что такой мир будет иметь большое значение, во-первых, чтобы способствовать прекращению арабо-израильского конфликта, достижению примирения между исламским миром и еврейским государством и способствовать установлению подлинного мира между Израилем и палестинцами. Это что-то в пределах нашей досягаемости.

Не обошел внимание Нетаньягу и иранский вопрос:

− Я ценю, г-н президент, вашу постоянную приверженность предотвращению достижения Ираном потенциала ядерного оружия. Я думаю, это очень важно. И эта наша общая цель может быть лучше всего достигнута посредством реальной военной угрозы, нанесения вреда санкциям и поддержки храбрых мужчин и женщин Ирана, которые презирают этот режим и которые являются нашими настоящими партнерами во имя лучшего будущего.

Неблагоприятный фон

Прямо за окном зала, в котором встречались политики собрались на демонстрацию противники судебной реформы.

Тут не обошлось и без конфуза. Так в конце открытой части переговоров Байден проигнорировал выкрикиваемые из зала вопросы о том, опасается ли он за будущее демократии в Израиле и чего палестинцам нужно будет достичь в рамках соглашения о нормализации отношений.

В конце эфира было слышно, как Байден говорит Нетаньягу:

− Обычно они спрашивают о вещах, не имеющих ничего общего с тем, о чем мы говорим.

Американский политический обозреватель Амит Сигаль прокомментировал все это так:

− Ни слова о судебной реформе. Удивительно. Белый дом меняет курс в отношении правительства Нетаньягу…

И это, пожалуй, самое информативное, что можно извлечь из открытой части встречи политиков.