В последнее время Израиль переживает новую волну протестов. Начавшиеся ещё давно митинги против правительства, которые временно утихли, вновь вспыхнули с новой силой на этой неделе. На этот раз протестующие требуют не только “свержения Нетаньягу”, но и сделки по освобождению заложников, удерживаемых ХАМАСом.
С началом войны антиправительственные протесты затихли, однако 31 апреля в Тель-Авиве они вспыхнули с новой силой. По оценкам, в тот вечер на улицы вышли десятки тысяч человек, перекрыв шоссе Аялон и обвиняя руководство страны в намеренном срыве сделки по заложникам.
Тогда на протесты вышли и семьи заложников, которые обратились к Бенни Ганцу и Гади Айзенкоту из Партии национального единства с призывом уйти из правительства и “заменить премьер-министра Нетаньягу немедленно”.
В воскресенье же демонстрации переместились в Иерусалим, а во вторник вечером переросли в насилие, когда группа, которая держала в руках факелы, обошла баррикады и двинулась к официальной резиденции Нетаньягу.
Полиция заявила, что протест превратился в «необузданный беспорядок и уличные погромы», поскольку «сотни бунтовщиков пытались силой прорваться через полицейские блокады, установленные возле резиденции премьер-министра».
Некоторые наблюдатели описали выступления на протесте как «подстрекательство». Эйнав Зангаукер, чьего сына Матана держит в плену ХАМАС, резко высказалась в адрес Нетаньягу: «Вы — предатель. Вы обманули свой народ, своих избирателей и предали само Государство Израиль».
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу«Мы не остановимся: разрушим все вокруг, ввергнем все в хаос, день и ночь вам не будет покоя. До тех пор, пока моему Матану не вернут день и ночь, вы тоже не увидите их», – заявила она.
Эфраим Инбар, президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), сказал JNS, что протесты не смогут ничем помочь в сложившейся ситуации, хотя сам он очень сочувствует семьям заложников.
“Прежде всего, мнение об этом у семей заложников разнятся” – сказал Инбар, отметив, что не все против Нетаньягу или партии Ликуд.
Многие люди, включая семьи заложников и тех, кто пострадал от событий 7 октября, не поддерживают протесты. Так, Талик Гуэли, отец 24-летнего Рана, полицейского, погибшего 7 октября при защите кибуца, в воскресенье сказал на канале Channel 14: “Даже четырехлетний ребенок понимает, что выборы прямо сейчас заморозят всю нашу страну на полгода”.
То, что делают протестующие, совпадает со стратегией ХАМАСа, которая «ориентирована на население», сказал Инбар. «Это иранское мышление, согласно которому израильское общество слабо и если на него оказать достаточно давления, оно распадется. Вот почему они направляют ракеты на израильские населенные пункты, а не на военные или стратегические объекты.
Офис премьер-министра уже объяснял, что ХАМАС отказался идти на компромисс, настаивая на «немедленном прекращении войны, полном выводе ЦАХАЛа из сектора Газа и сохранении его власти в анклаве, чтобы снова и снова повторять 7 октября, как это было ими обещано».
«По сути, решение о освобождении заложников не зависит от Нетаньягу. ХАМАС требует прекращения войны, чего большинство израильтян не поддерживает», – сказал Инбар. Он добавил, что требование сделать все возможное для освобождения заложников неразумно и даже не соответствует еврейской традиции.
Хотя искупление пленных является важной мицвой, оно не должно выполняться «любой ценой», как требуют протестующие. «Существуют и другие ценности. Благосостояние государства также является важной ценностью», – сказал он.
«Я не думаю, что протестующие осознают последствия таких демонстраций», – добавил он.
Генерал-майор запаса Амир Авиви, председатель Форума обороны и безопасности Израиля также заявил: «Грустно, что такое поведение уменьшает шансы на освобождение заложников.»
«Когда наши враги видят эти протесты, они говорят: „Зачем нам освобождать заложников? Смотрите, что это делает. Они [протестующие] выигрывают войну за нас. Они пытаются свергнуть правительство. Они пытаются заставить Израиль проиграть войну. Мы можем продолжать удерживать заложников”», – сказал он.
Внутреннее разделение опасно для Израиля, добавил Авиви, указывая на протесты против судебной реформы в прошлом году как на одну из причин атаки 7 октября. «Это послало четкое сообщение нашим врагам, что мы слабы и это хорошее время для атаки.», – сказал он.
Авиви опроверг предположения о том, будто протесты указывают на изменение отношения израильтян к войне. «Подавляющее большинство людей хотят решительной победы. Даже многие протестующие хотят решительной победы. Они просто не хотят Нетаньягу», – объяснил он.