Сегодня, 28 июня, иранцы голосуют на внеочередных выборах, чтобы выбрать нового президента вместо Ибрахима Раиси, погибшего в вертолётной катастрофе. Избирателям предстоит совершить выбор между жёсткими кандидатами и малоизвестным политиком из реформаторского движения, стремящегося изменить шиитскую теократию изнутри. Как и с момента Исламской революции 1979 года, женщины и сторонники радикальных перемен не допущены до выборов, а сам процесс проходит без международного контроля.
Выборы в Исламском государстве проходят на фоне обострения ситуации на Ближнем Востоке из-за войны в секторе Газа, а также угрозы новой войны Израиля с Хезболлой в Ливане. В апреле Иран впервые напрямую атаковал Израиль, и поддерживаемые им террористические прокси-группировки усилили свои нападения.
Между тем, Иран активно продолжает обогащать уран до почти оружейного уровня и накапливает запасы, которых хватит на создание нескольких ядерных боеголовок.
Несмотря на то, что 85-летний Верховный лидер Ирана, аятолла Али Хаменеи, имеет последнее слово в любом государственном вопросе, президент страны способен влиять на политику страны, направляя её либо в сторону конфронтации, либо в сторону переговоров с Западом. Однако низкая явка на последних выборах ставит под сомнение, сколько иранцев примут участие в голосовании. На выборах 2021 года явка составила всего 48%, а в этом году на парламентских выборах она оказалась на рекордно низком уровне в 41%. Низкая явка явно не идет на пользу реформаторам.
В последние недели иранцы массово распространяли хэштег #ElectionCircus в соцсетях, призывая бойкотировать выборы. По их мнению, высокая явка будет означать одобрение политики Ирана.
Министр внутренних дел Ахмад Вахиди сообщил, что избирательные участки начали работу в 8 утра по местному времени. Одним из первых проголосовал Хаменеи, который призвал всех граждан последовать его примеру. Государственное телевидение показало кадры с различных избирательных участков, где виднелись небольшие очереди. “Для нас, иранцев, день выборов — это праздник и радость,” — заявил Хаменеи в своем телеобращении.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу“Мы призываем наших граждан серьёзно отнестись к голосованию и принять участие,” — добавил он.
Аналитики прогнозируют трёхстороннюю борьбу на выборах. В числе кандидатов два строгих консерватора: бывший переговорщик по ядерной сделке Саид Джалили и председатель парламента Мохаммад-Багер Галибаф. Реформатор Масуд Пезешкиан также принимает участие, имея связи с экс-президентом Хасаном Рухани, при котором было подписано ядерное соглашение в 2015 году.
Последний реформаторский президент Ирана, Мохаммад Хатами, назвал Пезешкиана “честным и заботливым”. Тем не менее, после краха ядерного соглашения в 2018 году, когда США вышли из него, к власти в Иране вернулись жёсткие консерваторы. Это значительно ослабило влияние реформаторов и затруднило их борьбу за политические изменения, что снижает шансы Пезешкиана на победу в президентских выборах.
Высокая явка могла бы повысить шансы Масуда Пезешкиана, 69-летнего кардиохирурга, который стремится вернуть ядерное соглашение и улучшить отношения с Западом. Однако неясно, сможет ли он привлечь достаточно избирателей. Среди тех, кто призывает бойкотировать выборы, была Наргес Мохаммади, заключённая и лауреат Нобелевской премии мира. В голосовании могут участвовать более 61 миллиона иранцев старше 18 лет, включая около 18 миллионов молодых людей от 18 до 30 лет.
По законам Ирана, кандидат должен набрать более 50% голосов, чтобы выиграть выборы. Если ни один кандидат не наберет этого количества, то через неделю, 5 июля, будет проведен второй тур между двумя лидерами по числу голосов. В истории Ирана второй тур проводился лишь единожды, в 2005 году, когда радикальный консерватор Махмуд Ахмадинежад одержал победу над экс-президентом Акбаром Хашеми Рафсанджани.