Вернувшись в Америку после визита в Израиль, президент США Джо Байден сделал ряд заявлений, которые шли немного вразрез с той картинкой, которую вчера израильтянам показывали из Тель-Авива. Американский лидер говорил о жесткой позиции по отношению к еврейскому государству, а главной целью назвал… помощь Газе.
Так, общаясь с журналистами Байден заявил, что основной причиной «ураганной» поездки было желание уговорить Израиль и Египет разрешить поступление гуманитарной помощи в сектор Газа. Считай, отстоять свои интересы на Ближнем востоке. Как говорится, лишь бы не было войны. Той, в которую США могли бы втянуться.
− Когда мы взлетели, моя цель была многосторонней, но в основном хотел доставить гуманитарную помощь в Газу и вывести оттуда как можно больше американцев, которые хотели уйти…, — сказал Байден репортерам во время короткого визита в пресс-секцию.
Вместе с тем он подчеркнул важность встреч с израильтянами, пережившими нападение ХАМАС. Но его замечания показали высокий уровень обеспокоенности Байдена по поводу опасностей для жителей Газы, так как Израиль продолжает наступление с целью свергнуть ХАМАС.
Это при том, что внешне его администрация также транслирует твердую поддержку Иерусалима, которая включает значительную военную помощь.
Стоит отметить, что после того, как Байден встретился в среду с премьер-министром Биньямином Нетаньягу и израильским военным кабинетом, Иерусалим объявил, о том, что не будет блокировать поступление гуманитарной помощи в Газу из Египта. Об этом также заявил президент США.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу− Я не знаю, что вы узнали в Израиле, но я не получил сопротивления, — добавил он, отметив, что был «очень резок с израильтянами», после чего Нетаньягу все же «активизировался».
Напомним, Каир закрыл Рафах, ожидая удары ВВС Израиля, а также не желая принимать беженцев из Газы, которые могут навсегда остаться в Синайской пустыне. Тем не менее, по словам Байдена, Сиси согласилась открыть Рафах и пропустить до 20 грузовиков с гуманитаркой. Это при том, что ООН требует по 100 в день для восстановления анклава.
− Израиль сильно пострадал, но… если у него есть возможность облегчить страдания людей, которым некуда идти… это то, что они должны сделать, – резюмировал Байден. − Если они этого не сделают, их привлекут к ответственности, возможно, несправедливой.
Байден также пояснил, что Рафах будет открыт только для потока помощи в Газу, а не для беженцев оттуда. А еще пригрозил ХАМАС:
− Если ХАМАС… не позволит [помощи] пройти или просто конфискует ее, тогда им придет конец. Это обязательство, которое я взял на себя. Я пришел, чтобы кое-что сделать. Я сделал это.
Байден признал, что в Белом доме велась длительная дискуссия о том, стоит ли ему совершать поездку, поскольку его обвинят, если он не сможет обеспечить доставку гуманитарной помощи.
Что касается усилий по эвакуации жителей Газы из анклава в безопасное место, Байден сказал, что все еще работает над этой целью, и настроен оптимистично.
− Я надеюсь, что мы сможем вывести некоторых американцев из Газы… и другими способами, — сказал он, не вдаваясь в подробности.
Отвечая на вопрос о его встречах с выжившими после резни, устроенной ХАМАС, он вспомнил, как проводил подобные беседы один на один с жертвами террора в США:
− Я узнал давным-давно… когда кто-то переживает что-то, что находится за пределами его понимания… если они видят кого-то, кто, по их мнению, понимает или, возможно, [пережил] что-то… это дает им некоторое чувство надежды, – сказал Байден, который потерял свою первую жену и дочь в автокатастрофе 1972 года.
Также Байден заявил, что не обещал «присоединиться» к Израилю в случае войны с «Хизбаллой», а Представитель Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби добавил: авианосные ударные группы, отправленные Пентагоном в восточное Средиземноморье, должны «удержать» противников Израиля и США в регионе от «необдуманных мер».