Несмотря на предупреждения о небезопасности поездок в Украину (вот только сегодня МИД выпустил еще одно) – не менее 5000 паломников собираются посетить могилу раввина Нахмана из Брацлава в Рош ха-Шана. Те, кто отважится ехать говорят, что война их беспокоит не так сильно, как проблема с прохождением украинской границы. Но аргумент у них железный: «если даже при коммунизме мы ехали, почему сейчас нельзя»?
Самолетом, поездом, маршруткой
Сотни паломников уже приехали в Украину, сообщается в открытых источниках. Это значительно меньше, чем в обычный год, когда в Умань приезжает 40-50 тысяч человек. В основном израильтяне.
В этом году в ходе войны Уманский район подвергся пяти обстрелам. Последний был более двух недель назад. Так что, считают паломники, шансов «попасть под ракеты» у них невелики. Многие забронировали рейсы в Молдову, Румынию или Польшу, а оттуда собираются ехать 8-10 часов до Умани на маршрутке или поезде.
Духовная сила против танков и КГБ
– У меня такой план, — говорит Хаим Витцхандлер корреспондентам Walla, — я жду, как будут развиваться события, потому что я не хочу оказаться в ситуации, когда мы доберемся до пограничного пункта пропуска и застрянем, как это случилось с нами в Беларуси два года назад.
Витцхандлер — брацлавский хасид. Он планирует вылететь за 10 дней до Рош ха-Шана с двумя детьми в Польшу.
– Лечу без забот. Все детство я отказывался от поездки в Умань. А мой отец ездил туда даже тогда, когда его преследовали агенты КГБ. Он менял имена и подделывал паспорта только для того, чтобы попасть в Умань на Рош ха-Шана. Так чего нам бояться? Умань не бомбят, и мы не будем ехать под обстрелами или между танковых колонн. Война вообще страшна, но какая разница между Уманью и Сдеротом? – рассуждает Хаим.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналуПо его словам, именно в Умани паломники черпают силы на весь год. Физические и духовные.
– Оттуда мы все впитываем. И это не развлечение. Это место, которое дает мне душевное спокойствие и духовную энергию. Разумеется, все паломники должны подчиняться указаниям силовых структур и правительства Украины. Мы не должны попасть в ситуацию, когда сами заставим их закрыть границы.
Кстати, отец Витцхандлера прилетел заранее и сейчас уже находится в Умани до Рош ха-Шана вместе с 400-700 хасидами, которым удалось прибыть через страны, граничащие с Украиной.
– Он приехал рано, потому что боялся, что границы будут закрыты, как это было в период коронавируса, – говорит Хаим. – Для него не существует другой реальности на Рош ха-Шана. Только с раввином Нахманом.
Путь через Молдову
Раввин Пинхас Зальцман, раввин Молдовы, заявил, что более 1000 хасидов прошли через Молдову в прошлом месяце по пути в Умань. Сего слов еврейская община в Кишиневе, Ерат-Молдова, готова оказать разнообразную помощь верующим, которые должны едут в Умань.
В то же время Зальцман призывает хасидов и тех, кто рассматривает возможность приезда, подчиняться указаниям украинских властей и воздержаться от поездок в Украину.
СБУ предупреждает…
На этой неделе украинская служба безопасности опубликовала сообщение, в котором вновь посоветовала израильтянам не приезжать в страну, опасаясь преднамеренных нападений россиян на паломников.
На странице СБУ в Facebook говорится, в частности, что особое внимание уделяется противодействию терактам в местах паломничества и на подъездных путях верующих. Несмотря на это, Россия может воспользоваться массовым скоплением верующих. Высока вероятность ракетных ударов, а также других действий с российской стороны, целью которых будет подрыв международных отношений и нанесение ущерба международному имиджу Украины.
Умань готовится
С учетом того, что многих хасидов не остановят никакие угрозы, в городе готовятся к визиту паломников. В общественных местах будут установлены магнитометры. В городе запланировано массовое присутствие украинской армии и полиции – больше, чем в обычные годы.
Необходимо будет соблюдать инструкции о ночном комендантском часе. К слову, совсем недавно двое израильтян, которые находились в Умани и гуляли по улице во время комендантского часа, получили «черный штамп». Теперь им запрещен въезд в страну как минимум на два года.