Сирийские повстанцы значительно продвинулись в ходе масштабного наступления, которое охватило не только южные, но и центральные регионы страны. Под командованием группировки Хайят Тахрир аш-Шам (HTS), а также поддерживаемой Турцией “Сирийской национальной армии” (СНА), вооруженные силы оппозиции захватили стратегически важные территории, включая Алеппо и Хаму. Сейчас, благодаря быстрому развертыванию их сил возле Дамаска, они находятся уже на подступах к столице Сирии.
Наступление, которое началось 27 ноября, стало неожиданностью для сирийской армии и самого Асада. Лидер HTS Ахмед Хусейн аш-Шараа, известный как Абу Мохаммед аль-Джулани, в обращении к своим бойцам заявил: “Дамаск ждет вас”, призвав завершить штурм столицы. В ответ Министерство обороны Сирии заявляет, что войска “находятся на всех позициях в пригородах Дамаска” и отвергает сообщения о потерях. Однако очевидцы в Хаме и Дараа рассказали, что войска Асада продолжают оставлять позиции, а в населенных пунктах были снесены символы власти, такие как статуи Хафеза Асада.
Повстанцы в южной Сирии, включая районы Дараа и Кунейтра, предприняли успешную попытку поднять восстание, впервые за много лет объединив силы. Сирийская обсерватория по правам человека подтвердила, что правительственные войска покинули позиции вблизи Голанских высот. Это стало поводом для Израиля привести свои подразделения в состояние повышенной готовности. Представители ЦАХАЛа также параллельно с развитием этих событий сообщили, что дополнительные силы были направлены на Голанские высоты для усиления безопасности.
Кроме того, примечательно, что высокопоставленный израильский чиновник, который цитируется Israel Hayom, заявил, что Израиль предпочтет правление сил оппозиции в Сирии правлению режима Асада. Это также может означать, что несмотря на значительное влияние джихадистских групп внутри организации, на их общую умеренность сейчас возлагают большие надежды.
Группировка HTS, ранее связанная с “Аль-Каидой”, в последние годы заявляет о своей внутренней перестройке в более умеренную силу. Она дистанцировалась от международного терроризма и сосредоточилась на управлении территориями, в частности в провинции Идлиб. Однако она остается в списке террористических организаций США, ЕС и Турции. Отметим, что в ходе нынешнего наступления HTS объединилась с “Сирийской национальной армией”, которая действует при поддержке Турции.
Как отмечает The Times of Israel, Орен Пери, эксперт из Института исследований Ближнего Востока (MEMRI), выразил мнение, что Турция, вероятно, дала свое молчаливое согласие на наступление сирийских повстанцев. Он подчеркнул: “Трудно поверить, что повстанцы начали это наступление без одобрения Турции. В противном случае они не смогли бы продвигаться вперед.” По его словам, Анкара заинтересована в успехе операции, поскольку это ослабляет сирийский режим и помогает предотвратить новый поток беженцев на турецкую территорию.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналуСитуация также привлекает внимание мировых стран. Государственный секретарь США Энтони Блинкен в телефонном разговоре с министром иностранных дел Турции Хаканом Фиданом подчеркнул необходимость политического урегулирования конфликта. В то же время Россия и Иран, которые поддерживают режим Асада, выразили обеспокоенность усилением радикальных группировок. Также примечательно, что ливанская Хезболла направила до 2000 бойцов для укрепления своих позиций вблизи сирийско-ливанской границы.
Израиль также внимательно следит за событиями на севере. В последние годы Хезболла и другие проиранские формирования использовали сирийские территории для подготовки атак на израильскую границу. Захват этих позиций повстанцами может ослабить влияние Ирана в регионе, однако нестабильность на границе также может представлять новую угрозу.
Как сообщил вчера ЦАХАЛ, в районе деревни Хадер (Khadr) (недалеко от Мадждаль Шамса) на сирийской стороне Голанских высот произошло нападение вооруженных лиц на пост ООН. Силы ЦАХАЛа оказали поддержку в отражении атаки этого поста, который находится между Израилем и Сирией (примерно в нескольких сотнях метров от границы с Израилем).
Текущее наступление может стать переломным моментом в гражданской войне. Повстанцы продолжают продвижение, в то время как режим Асада теряет контроль над ключевыми районами. Сможет ли правительство удержать Дамаск и какие изменения ждут регион, пока остается под вопросом.