Победа Дональда Трампа на выборах в США — безусловно историческое событие, которое повлияет не только на саму Америку, но и на весь мир. В этом контексте важно понимать, как именно это повлияет как на Израиль, так и на весь Ближний Восток при его сроке.
Как было раньше
Трамп уже в течение своей первой каденции, когда он был 45-м президентом США, продемонстрировал произраильскую позицию, предпринимая очень непопулярные “в мире”, но столь важные шаги, за которые наша страна ему сильно благодарна. Среди принятых Трампом решений можно назвать перенос американского посольства в Иерусалим (признание Иерусалима столицей), признание суверенитета Израиля над Голанскими высотами и посредничество в заключении Авраамовых соглашений, которые нормализовали отношения Израиля с рядом арабских государств.
Иран
Ожидается, что при втором сроке президентства Трампа поддержка Израилю вместе с давлением на Иран усилятся. Ситуация вокруг иранской ядерной программы остается одной из наиболее приоритетных для израильского руководства, и Трамп ранее уже демонстрировал жесткую линию в отношении Тегерана, выйдя из ядерного соглашения и введя серьезные санкции против Ирана. Несмотря на эти меры, в первый срок Трамп не предпринял военных действий против ядерных объектов Ирана, хотя Израиль и настаивал на этом. Возвращение республиканца к власти предполагает возобновление жесткой антииранской политики с возможностью предпринять жесткие военные меры в отношении иранских ядерных объектов, чтобы сдержать кровавый режим аятоллы от его абсолютно террористической политики.
Иранские прокси
С учетом текущей ситуации в регионе важной задачей для Израиля является абсолютная свобода в военных действий в Ливане с Хезболлой и с ХАМАС в секторе Газа. Поддержка со стороны американского руководства позволяет Израилю активнее противостоять иранским прокси и не ограничивать антииранскую стратегию. В рамках этой поддержки рассматриваются вопросы о поставках вооружений и правовой защите Израиля в международных организациях, таких как ООН. Прямой поддержкой Израиля на международной арене может стать и прекращение обсуждений по ограничению поставок тяжелого и какого-либо другого вооружения. Очевидно, что сами Штаты при президентстве Трампа не станут ничего ограничивать, как мы это видели и видим при администрации Байдена.
Администрация Трампа
Не мало важно также и то, какие люди будут работать в новой администрации Трампа. Среди кандидатов на ключевые позиции, которые могут оказать значительное влияние на двустороннюю повестку, значатся Ричард Гренелл, который предположительно может стать госсекретарем, и произраильский сенатор Том Коттон, рассматриваемый на пост министра обороны. К возможному возвращению в администрацию Трампа также рассматриваются такие фигуры, как Джейсон Гринблатт и Дэвид Фридман, ранее занимавшиеся вопросами ближневосточной политики и сотрудничеством с Израилем.
Джаред Кушнер
Роль зятя Трампа Джареда Кушнера, который сыграл важнейшую роль в разработке Авраамовых соглашений, остается под вопросом, так как сам Кушнер неоднократно заявлял об отсутствии планов возвращаться в правительство. Однако текущая ситуация на Ближнем Востоке и перспективы мирного соглашения между Израилем и Саудовской Аравией могут побудить его вернуться в политику.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналуПродвижение Авраамовых соглашений
Одной из перспективных областей сотрудничества между США и Израилем остаётся дальнейшая нормализация отношений Израиля с арабскими странами, включая возможное достижение соглашения с Саудовской Аравией. Разумеется, это стабилизирует регион и серьезно поможет в противостоянии с Ираном.
Отношения между Израилем и США
Важно также упомянуть отношения премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньягу и Дональда Трампа. Может сложиться впечатление, что между ними не самые теплые отношения из-за ситуации, когда Джо Байден победил на выборах в 2020 году (тогда Трамп мягко говоря раскритиковал Нетаньягу за то, что тот поздравил Байдена с победой). Однако, спустя четыре года между ними было множество встреч, звонков, и недавно стало известно, что даже обещаний работать вместе над миром на Ближнем Востоке, когда Трамп вступит в должность президента.
Очевидно, что израильтяне в действительности смогут “спать спокойно” при его президентстве и никакой “непредсказуемости”, по крайней мере для Ближнего Востока, в его политике не ожидается.